Межрегиональная конференция

«История и культура северных этносов Эвенкии в зеркале современности»

9 декабря 2009, п. Тура

 

9 декабря  в Туре состоялась  межрегиональная научно-практическая конференция «История и культура северных этносов Эвенкии в зеркале современности», инициированная Эвенкийским этнопедагогическим центром повышения квалификации
(директор Щапова Д.А.).
Целью проведения научно-практической конференции стало обсуждение наиболее актуальных вопросов сохранения и развития языков и культуры малочисленных народов Эвенкии, обмена мнениями и практическим опытом по осуществлению этой работы.
В мероприятии приняли участие  представители  учреждений образования и учреждений культуры, учащиеся школ Туры, студенты профессионального лицея № 91 и медицинского техникума.
Участниками конференции стали:
кандидат филологических наук,  доцент,  заведующая кафедрой языков коренных народов Сибири Бурятского государственного университета Елизавета Фёдоровна Афанасьева,
преподаватель эвенкийского языка, кандидат педагогических наук Бурятского республиканского института кадров управления и образования Елена Дашиевна Миронова, сотрудник отдела этнографии Сибири Музея антропологии и этнографии имени Петра I,  кандидат исторических наук Надежда  Всеволодовна Ермолова.
В работе конференции принял участие Глава Эвенкийского муниципального района Пётр Иванович Суворов.

Открыла межрегиональную конференцию директор МОУ ДПО «Эвенкийский Этнопедагогический центр повышения квалификации» Диана Щапова.

Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился Глава Эвенкии Петр Суворов (на фото справа):
«Основная цель данной конференции — пробудить интерес в обществе к истории и культуре коренных малочисленных народов Севера. Особенно важно заинтересовать этой тематикой молодое поколение. Не сомневаюсь, что сегодня мы услышим разные точки зрения, каким образом в 21 веке можно сохранить и развивать национальную культуру, родные языки. Для нас это очень важно», – заметил Глава Эвенкии.

Участники конференции

Учитель эвенкийского языка Суриндинской основной общеобразовательной школы
Марта Конорёнок
Заведующая кафедрой родных языков
КМНС Бурятского университета
Елизавета Афанасьева

В своем установочном докладе начальник   управления образования администрации Эвенкийского муниципального района Ольга Степановна Шаповалова рассказала, как обеспечиваются гарантии доступности образования и сохранения родных (эвенкийского, якутского, кетского) языков в нашем районе, отметила, что приобщение к национальной культуре начинается в ДОУ, в школах в местах компактного проживания детей коренной национальности   изучается родной язык, ведётся предмет «Наследие», «Краеведение», есть элективный курс по этнографии, модулем осваиваются национальные виды спорта. Сказала она и о проблемах, требующих разрешения: это - подготовка учителей родного языка и ДПИ (есть дефицит кадров), повышение их квалификации, подготовка стандартов по родным языкам.

Проблемам изучения и сохранения этнической культуры был посвящён доклад Н.В.Ермоловой. Она, в частности, отметила, что   эвенки во многом отличается от других северных этносов, прежде всего невысокой степенью внутриэтнической консолидации из-за разбросанности расселения, проигрывают в естественном сплочении. С годами уменьшается число владеющих эвенкийским языком. Время показало, что приспособились к оседлому образу жизни, главным образом, женщины. У мужчин оказалась как бы потерянной опора в жизни, а вернуться к прежним устоям невозможно. При этом эвенкам присущи все лучшие человеческие качества: внутренняя самодостаточность, гармония с окружающим миром, уравновешенность, честность, отсутствие тяги к накопительству. Они отличаются тонким художественным вкусом. Чтобы сохранить язык  и культуру надо продолжить объединительную деятельность внутри этноса.

Тему «Эвенки в оценке исследователей» раскрыла в  своём выступлении Д. А.  Щапова.

Большой интерес вызвало выступление Е.М.Петровой, начальника департамента по делам архивов, основанное на документальном материале – Дневнике поисковой экспедиции, снаряжённой Н.В.Осташевым в систему р. Нижней Тунгуски в 1896 году, составленном на основании материалов И,А.Хейна. В своём дневнике он рассказывает о жилище, быте, кухне эвенков, их характере. Заслуживает внимания и приложение к материалам  И. А. Хейна: Посемейный список тунгусов Илимпийской Управы, составленный Мицким в 1888 году. Здесь мы видим так знакомые нам фамилии: Хукочар, Удыгир, Камбагир.

В своём выступлении директор  Эвенкийского краеведческого музея И.А. Вайшнорайте «Традиции предков в новый век. Роль и значение краеведческого музея в формировании национального самосознания» отметила, что  Эвенкийский краеведческий музей  является хранилищем «истории в материализованных следах человеческой деятельности, традиций, которые через вещи и документы связывают и объединяют людей в одно целое, сплачивает  людей и способствует снижению социальной напряжённости в обществе. Музей является местом встреч разных поколений, связующим звеном между старшим поколением и молодёжью, выступает в качестве активного катализатора в деле создания  положительного имиджа территории  в целом».

О сотрудничестве эвенков Бурятии и эвенков Китая поведала в своём выступлении Елизавета Фёдоровна Афанасьева.
Истории кетского народа  было посвящено выступление Т.Д. Крюковой, учительницы кетского языка. С болью говорила она об утрате родного языка, нежелании молодёжи общаться на родном языке,  рассказала и о том, что предпринимается педагогами школы по сохранению родного языка и культуры. Не хватает только поддержки общества, родителей.
Проблемам сохранения родного языка, экскурсу в прошлое, традиционным верованиям ессейских якутов посвятили свои выступления представители Ессейской средней общеобразовательной школы
П. Х. Чорду и А. Е. Алексеева.

П. Х. Чорду поддержала почин краеведческого музея – подготовку серии сборников «Моя фактория». Начало положено. Вышла первая книга об Эконде и  экондинцах, автором которой является Г.В. Шакирзянова. «Очень хочется, чтобы этот почин не заглох. Нужна работникам музея поддержка со стороны администрации, общественности», - отметила П. Х. Чорду.

Хочется отметить участие в конференции молодого поколения – учащихся школ Туры, студентов профессионального лицея № 91 и медицинского техникума:   Егорову Людмилу,  Касьянову Ольгу, Елдогира Николая, Амосову Марию, Лапуко Инну, Сотникова Дениса, Чапогир Наталью, Гаюльскую Наталью.

Под руководством своих педагогов ими проведена большая исследовательская работа, результаты которой представлены в   выступлениях на конференции:
- Эвенки в годы Великой Отечественной войны;
- Ода жилищу северного человека;
- Праздники эвенков;
- Охотничьи обряды;
- Национальная кухня эвенков;
- Лечение народными средствами у эвенков;
- Влияние климата на здоровье человека на Крайнем Севере;
- Роль оленя в жизни эвенка.

Опытом работы по  сохранению национальных традиций  эвенкийского народа, передаче подрастающему поколению знаний об истории и культуре этноса поделились Сафьянникова Т.М., методист ЭПЦ ПК, отличник народного просвещения, мастерица прикладного творчества (Орнамент в традиционной культуре эвенков); Барышникова О.П., педагог дополнительного образования ДДТ (Изготовление предметов быта из бересты); Колпикова Н.К., учитель начальных классов ТСОШ (Формирование патриотического отношения к малой родине у учащихся начальной школы); Коноренок М.А., учитель эвенкийского языка Суриндинской ООШ (Работа школы по сохранению и передаче традиционной национальной культуры детям).

Своим видением национальной картины мира эвенков поделилась Каплина В.В., методист ЭПЦ ПК.  
Проникновенным было выступление  Шуструйской С.С., учителя иностранного языка  ТСОШ: «Я ступила на эту землю всего лишь 4 месяца назад, а она уже взяла меня в плен… Я увидела в песенной эвенкийской культуре синкретизм, слияние прошлого и настоящего, поддержание национального колорита в современной культуре. Я хочу стать малым притоком вашей большой эвенкийской песни. Берегите свою культуру, берегите песни Эвенкии, которые несут миру любовь и свет!».

Говоря о положительных результатах проводимой в районе работы   по сохранению и развитию языков малочисленных народов Эвенкии, их национальных традиций и этнокультуры, о новых формах работы с детьми, внедрении передовых педагогических технологий, проводимой научно-исследовательской работе, отмечая значительную  работу в этом направлении Эвенкийского этнопедагогического центра повышения квалификации,  участники в то же время отмечали, что  эти результаты не столь  значительны:  уменьшается число владеющих родным языком, в семье перестают общаться на родном языке, падает национальное самосознание, не в лучшую сторону меняется менталитет северных народов, в частности, эвенков.

В принятой Резолюции участники конференции определили следующие приоритеты и направления деятельности:

  • создание условий для непрерывного образования детей  для сохранения родных языков и развития этнокультуры народов, начиная с детского сада;
  • осуществление аналитической и научно-методической работы в области развития эвенкийского языка и этнокультуры эвенков через Ассоциацию эвенкийских школ Российской Федерации, которая будет осуществлять координирующую, организаторскую функцию.
А для этого необходимо пробудить у общества интерес к истории и культуре коренного населения.
Доклады участников конференции будут опубликованы в сборнике. Текст Резолюции будет направлен всем заинтересованным лицам и в полном объёме представлен на сайте ЭПЦ ПК.

текст подготовлен зам. директора по методической работе ЭПЦ ПК К.И. Жук

10 декабря 2009 в п. Тура прошли курсы учителей родного языка по теме: «Использование инновационных технологий в обучении языкам». Курсы были организованы Эвенкийским этнопедагогическим центром повышения квалификации.

Отзывы участников:

Крюкова Т.Д. — учитель Суломайской школы

Панкагир А.И. — заведующая детского сада п. Нидым

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2011
Поддержка сайта-design