Создание предметно-развивающей среды

в дошкольном образовательном учреждении

 

публикация 27 января 2012

 

Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства, это совокупность предметов, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

Хочется представить опыт коллектива МКОУ «Детский сад «Чипкан» с. Суринда» Эвенкийского муниципального района, Красноярского края по созданию предметно-развивающей среды для реализации образовательных программ.

Здесь работают настоящие энтузиасты, люди очень любящие детей. Вся их деятельность пронизана идеей развития ребёнка, использования национальной педагогики эвенкийского народа. Заведующая детским садом Поликарёнок Виктория Ивановна, творческий руководитель, преданный делу воспитания детей, вдохновитель и организатор деятельности коллектива.

Для увеличения щелкайте по снимкам

Поликарёнок
Виктория Ивановна
На празднике

Удивительно, что в этом удаленном, северном эвенкийском селе, в небольших стареньких деревянных зданиях детского сада, вдруг видишь самые современные дидактические средства развития дошкольников, которые гармонично сочетаются с национальными эвенкийскими традициями. Личностно-ориентированная модель взаимодействия - доминирующая форма общения в ДОУ..

Здоровье и развитие детей — главное в детском саду «Чипкан»

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия и творцами своей личности и своего здорового тела.

Для этого в детском саду есть: сенсорная комната, тренажерный зал, комната волшебных игрушек, костюмерная национальной одежды и атрибутов. Все здесь систематизировано, в хорошем состоянии, доступно детям и для работы с детьми.

Предметно-развивающая среда многофункциональна, трансформируема, вариативна и открывает множество возможностей для работы воспитателя с детьми. Оборудование и материалы подобраны с учетом принципа интеграции образовательных областей и возрастных групп детей для совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Это малокомплектный детский сад Крайнего севера с двумя разновозрастными группами детей. Здесь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространств.

Для самых маленьких детей (2–4 лет) имеется модель большой доброй черепахи со съёмными ковриками-панцирями и съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут изменяться:
жука пересадить с травы на цветок, птицу отпустить в небо, ботиночек можно шнуровать, на кофточке застегнуть пуговицы, и т.д

Модель доброй черепахи
Магнитная доска
Уголок индивидуальных игр

Действия ребенка с этими предметами позволяют ему преобразовывать окружающую среду, и способствуют развитию его мелкой моторики.

Фланелеграф – конструктор

В группе имеется переносная магнитная доска «рисовального творчества», на которой дети рисуют цветными мелками индивидуальные и коллективные картины. На занятиях по математике доска помогает вести счет. Для этого имеется богатый набор маленьких мягких игрушек с магнитами и другого счетного материала.

Образовательная деятельность детей осуществляется через игровую форму: сюжетно-ролевая игра, игра по правилам.

Вызывает приятное удивление и уважение наличие спортивного зала с тренажёрным оборудованием (велотренажёры, беговая дорожка, горки), с оборудованием для двигательной активности детей: бега, прыжков, лазания, ходьбы, равновесия.

Мягкие модули
Велотренажеры
Беговая дорожка

Особой гордостью коллектива является хорошо оборудованная сенсорная комната. В детском саду выделено пространство организованное особым образом, состоящее из различных стимуляторов для развития органов чувств, для создания обстановки комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма комнаты, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия дают приятные ощущения, используются для релаксации. Здесь специальная мебель, световые эффекты, активизирующие звуки и запахи.

Звёздное небо
Детская мягкая мебель с гранулами и светящаяся нить
Сухой душ, зеркальный шар и живой огонь

Отсутствие опасных предметов дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В ней проводят коррекцию поведения, занятия или просто взаимодействие с окружающим миром. Например, заходя в группу, дети проходят, соприкасаясь через сенсорно-разноцветный ленточный душ - ощущая его своим телом, тактильно. Какой он мягкий, нежный и лёгкий! Касание душа сопровождается мелодичным звуком колокольчиков.

Детский сад «Чипкан» — это место где ребенку интересно живётся. Это место, где дети впитывают традиции и культуру малой родины — Эвенкии.
Национальный колорит здесь естественно уживается с общечеловеческими достижениями. Убеждаешься, что здесь жив эвенкийский язык, происходит передача эвенкийских традиций, культуры, народного творчества.
Всё работает на развитие ребёнка. В подтверждение тому прекрасные коллективные работы детей, родителей и педагогов: костюмы для танцев и театральных постановок, национальные украшения, сувениры, костюмы для кукол, предметы быта. Например, изготовление и игры с национальными куклами амулетами (аю) из косточек оленя которые представлены целыми семьями. Изготовление таких кукол и игры с ними - хорошая школа для вступления во взрослую жизнь, постижения духовной культуры своего народа.

Или комплект национальной одежды для небольших кукол «Посмотри и поиграй (Ичэткэл-эвикэл)», игра с которым не только развивает мелкую моторику рук, но и помогает осваивать родной язык (действие сопровождается эвенкийской речью).

Кукла в колыбели (эмкэ) в национальной одежде
Семья кукол-амулетов из косточек (аю)
для игр детей
Посмотри и поиграй!
Одежда для куклы Ичэткэл-эвикэл

Самое главное, все здесь живет сегодня, активно используется, развивается. А какой восторг вызывают танцы детей детского сада, с которыми они с гордостью выходят на большие сцены, облаченные в национальные костюмы, изготовленные в совместной творческой деятельности!

Маленькие артисты любят выступать на сцене

В заключение, я хочу отметить, что правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

 

Янковская Любовь Николаевна, заведующая Байкитским методическим кабинетом ЭПЦ

 

вернуться на Главную страницу

 

© ЭЭПЦ 2007-2016
Поддержка сайта