Учиться никогда не поздно!

дата публикации 19 апреля 2011

Семинары-практикумы в малочисленной школе – как возможность
профессионального общения педагогов и трансляции опыта

 

Люблю бывать в маленьких сельских школах нашей Эвенкии, организовывать профессиональное общение педагогов, оказывать адресную методическую помощь на месте. Эти школы имеют свое лицо, свой характер, а главное есть тут атмосфера домашнего тепла и уюта. Педагоги, родители, персонал школы и дошкольной группы, дети действуют как одна большая семья.

Вот и эта новая встреча состоялась в начале апреля в селе Куюмба, в малокомплектной начальной школе-детский сад. Здесь несколько дней шла напряженная, полная динамизма и творческого поиска работа по совершенствованию педагогического мастерства, обмену опытом, по педагогическому проектированию и реализации проектов. Методистами Байкитского методкабинета Эвенкийского Этнопедагогического центра: Янковской Л.Н. и Чернуха И.И. были проведены выездные семинары – тренинги по актуальным проблемам современной школы:

  • «Организация образовательного процесса в условиях вариативности УМК начальной школы и введения нового ФГОС НОО»;
  • «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины в начальной школе.
    Составление и реализация»;
  • Практикум по проектированию педагогических проб.

«Педагогический мониторинг и педиагностика как средство управления качеством обучения в начальной школе .
В процессе работы на семинарах в деятельностном режиме педагоги осваивали эффективные способы организации образовательной деятельности на уроке в малокомплектной школе и выстраивали взаимодействие участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Очень эффективно прошел практикум по освоению приемов педагогической диагностики по предметам русский, математика, литературное чтение. Учитель практик высшей категории, методист – Чернуха Ирма Ивановна делилась опытом формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учила определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Идет напряженная работа

Идет напряженная работа

Чернуха И.И. дает пояснения

Чернуха И.И. дает пояснения

Затем провели обучающую деловую игру по выполнению тестовой контрольной работы по общеучебным умениям и навыкам, блок «Работа с информацией».
Взрослые почувствовали себя учениками, лучше поняли особенности работы на итоговой контрольной работе в четвертом классе.

Много времени было уделено проектированию учебных занятий в малокомплектной школе с использованием современных технологий и их проведению. Педагоги активно осваивали использование речевых и информационных средств, коммуникационных технологий, в том числе и ИКТ, для решения коммуникативных и познавательных задач. На семинарах мы пытались определиться, как должна измениться роль учителя в классе.
Учитель становиться мотиватором, организатором деятельности учащихся. Учителям понравилось перепроектировать свои уроки с позиции системно-деятельностного подхода, универсальных учебных действий, а потом открывать их перед коллегами.

Так совместно перепроектировали урок математики в классе-комплекте ( 1-3), включив эффективные формы организации учебной деятельности детей ( работу в парах, работу в группах, индивидуальную работу с карточками-планшетками, игровую форму соревнования команд, работу с использованием современных дидактических средств (фишек, индивидуальных карточек для работы в парах сменного состава, сигнальных карточек, шкалы для самооценки, материала для самопроверки на экране компьютера.) который провела Григорьева И.П.

Даже такой небольшой перечень средств обучения, тщательное проектирование деятельности учащихся и учителя дало заметный результат. Проведенный урок разительно отличался от обычного большой плотностью, включенностью в работу всех учащихся первого и третьего классов.

Работа с фишками

Работа с фишками

Самопроверка с помощью компьютера

Самопроверка с помощью компьютера

Работа в парах сменного состава

Работа в парах сменного состава

Используем шкалу самооценки (взаимообмен заданиями)

Используем шкалу самооценки (взаимообмен заданиями)

Отдельное внимание уделили вопросу разработки и реализации рабочих программ по предметам начальной школы. Провели самоанализ действующих программ, спрогнозировали на следующий учебный год. Обсудили особенности планирования деятельности учителя в условиях первого года введения государственных стандартов второго поколения в начальной школе.

 Воспитание и обучение процессы неразрывные, все участники образовательного процесса школы-детский сад показали открытый час общения по теме : «Спешите делать добро!» Все как одна семья: дети, ученики, учителя, родители, персонал вдохновенно и убедительно призывали творить добро. Дети прекрасно читали стихи, родители и дети ставили сценки, все пели чудесные песни.

Участники представления

Участники представления

Совместная работа методистов и педагогов дала ощутимый практический результат. Высказались, что такие семинары очень полезны, надо бы проводить их чаще. Договорились продолжить работу на межшкольном семинаре в базовой Байкитской средней школе в ноябре 2011года.


Янковская Л.Н.,
заведующая Байкитским методическим кабинетом ЭПЦ ПК

 

 

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2011
Поддержка сайта