ДНИ ТВОРЧЕСТВА

Репортаж о Днях образования в Ванаварской школе

 

 

дата публикации 4 апреля 2014

В марте в Ванаварской школе по традиции проводились Дни образования. Каждый учитель подготовил к ним интересные и необычные уроки, которые стали событием как для учеников, так и для гостей школы.

Учитель физики С.В. Дегтярёва организовала урок-конференцию на тему «Энергия атома: за и против», поднимающую проблемы нравственности в науке. Величайшие учёные осознавали, что будущее человечества уже на современном этапе его развития зависит даже не от новых знаний об окружающем мире, но от уровня его нравственности. С докладами выступили Анастасия Ермакова («Атомные электростанции»), Ольга Шалавина («Ядерная энергия в медицине»), Надежда Карнаухова («Биологическое действие радиоактивных излучений», Евгения Шарова («Первое применение ядерного оружия»), Елизавета Брюханова («Эхо чернобыльской трагедии») и другие.

РАЗГОВОР ПЕДАГОГОВ

Темой обсуждения за круглым столом методического объединения учителей начальных классов, состоявшегося в марте в Ванаварской школе, стал «Духовно-нравственный потенциал учебно-методической системы К.Д. Ушинского». 190 лет назад родился создатель традиций русской школы педагогики, но его работы по сей день актуальны.

В докладе, представленном заведующей методическим кабинетом ЭПЦ ПК В.П. Усольцевой, нашли отражение все принципы работ Ушинского: народность, разумная деятельность, гуманность и т.д. Творческие труды великого философа обогатили педагогическую науку. Как Пушкин - народный поэт, Ломоносов - народный учёный, так Ушинский поистине народный педагог. Беззаветный патриот, он своей главной целью ставил задачу сделать как можно больше пользы своему Отечеству. Патриотическое чувство педагог-мыслитель считал самым высоким и самым важным.

В своих трудах Ушинский заложил фундамент педагогической теории, выявив зависимость воспитания от общественного бытия и наоборот. Он был сторонником классно-урочной системы, но приветствовал домашнее обучение. Великий педагог создавал не только замечательные книги для обучения детей – такие, как «Родное слово» и «Детский мир» – но и пособия для тех, кто выполнял это обучение.

Учителя начальных классов Ванаварской школы отметили высокий методический уровень учебников Ушинского, поговорили о особенностях его доныне актуальной методики преподавания. Как итог заседания было принято решение широко использовать в работе рекомендации великого русского педагога.

ВСТРЕЧА С ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ

Одиннадцатиклассники Ванаварской школы приняли участие в замечательном мероприятии, подготовленном учителем русского языка и литературы Н.Д. Чоп в содружестве с руководителем школьной художественной  гостиной В.П. Усольцевой в рамках Дней образования. В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского гения М.Ю. Лермонтова. Его творчеству и был посвящён необычный урок.

После вступительного слова учителя русского языка и литературы Н.Д. Чоп ведущие начали рассказ о жизни и творчестве поэта, драматурга и художника Михаила Лермонтова. Прозвучали не только поэтические произведения, но и романсы на его стихи, отличавшиеся необычайной мелодичностью. Более 1000 композиторов писали музыку к стихам Лермонтова!  Поэт прожил совсем короткую жизнь длиною в 27 лет, но оставил нам великое наследие. Его искренние, глубокие, проникновенные строки и сейчас волнуют сердце каждого, кто их читает, остаются живыми и современными. Стихи великого поэта с удовольствием декламировали все участники мероприятия.

Гостей необычного урока порадовал также прекрасно поставленный учителем ритмики и танцев Н.П. Брюхановой вальс к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» в исполнении Марии Привалихиной и Сергея Першина. Великолепная музыка Хачатуряна напомнила слова героини «Маскарада» Нины:

Как новый вальс хорош! В каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...

Все  присутствующие на  встрече  с  творчеством М.Ю. Лермонтова  смогли  также познакомиться  с его замечательными картинами и рисунками.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МУХИ–ЦОКОТУХИ

Замечательный костюмированный урок-спектакль  «День рождения Мухи-Цокотухи» состоялся в рамках Дней образования. Совсем недавно знаменитая муха отметила свой 90-летний юбилей. Сколько поколений читателей выросло на «Мухе-Цокотухе»? Не сосчитать! Это произведение в стихах любят и помнят наизусть как дети, так и взрослые. Ребята 2 «Б» класса с помощью своего учителя С.М. Ворониной подготовили театрализованную постановку, пригласив на неё гостей из 1 «Б».

В начале мероприятия учитель С.М. Воронина рассказала ребятам о прекрасном детском писателе Корнее Чуковском. Школьники вспоминали его сказки и стихи, азартно отгадывали загадки, посмотрели заранее подготовленную учителем выставку детских книжек Чуковского. Ну, а по инсценируемой сказке дети отвечали на вопросы учителя с особенным удовольствием.

Затем начался сам спектакль. Юные артисты с удовольствием играли свои роли, изображая букашек, таракашек, бабочку, пчелу и других весёлых персонажей. Каждый из них постарался сделать для роли красивый костюм. Конечно, главными героями действия были храбрый Комарик и очаровательная Муха-Цокотуха, которая угостила всех присутствующих на мероприятии детей и взрослых конфетками и печеньем. Красиво оформленный зал, рисунки детей в подарок Мухе-Цокотухе, пышно убранный праздничный именинный стол с самоваром в центре добавили красок интересному мероприятию. В добрый мир сказки с удовольствием окунулись все присутствующие.

СТРАНА ФОЛЬКЛОРИЯ

Такой урок, который подготовила для своего 3 «Б» учитель начальных классов Н.И. Кокорина, понравится каждому ребёнку! Его темой стал русский фольклор в произведениях К.Д. Ушинского. Ребята пришли на необычный урок в костюмах тех самых сказочных героев, о которых шла речь в сказках знаменитого педагога.

В начале мероприятия учитель рассказала третьеклассникам о рассказах, сказках, пословицах и загадках в книгах Ушинского, которые были представлены небольшой выставкой.

Школьники заранее подготовились к встрече с творчеством знаменитого педагога-философа К.Д. Ушинского, 190-летний юбилей которого отмечают в этом году все культурные люди. Ученики 3 «Б» познакомили присутствующих с биографией знаменитого учёного.

Затем началась работа. После обсуждения вопросов о том, что такое «загадка», «пословица», «поговорка», ребята с удовольствием принялись их вспоминать и отгадывать. Ну, а потом пришло время для самого интересного – инсценировки сказки «Лиса и журавль», на примере которой школьники наглядно увидели, что значит поговорка «Как аукнется, так и откликнется» и поняли, что сказки учат людей уму-разуму.

В конце занятия ученики 3 «Б» класса получили от своего учителя Н.И. Кокориной карточки с рисунками из сказок Ушинского и с удовольствием принялись их раскрашивать.

ГЕОГРАФИЯ ПЛЮС КОМПЬЮТЕР

В рамках Дней образования в Ванаварской школе состоялся открытый интегрированный  урок по географии и информатике на тему «Водные ресурсы России». Его подготовили учитель географии Н.И. Рукосуева и учитель информатики Р.В. Житов для учеников 6 «А» класса. Целью необычного урока было формирование навыков применения информационных технологий при решении задач в учебном процессе на примере географии.

Географическое задание появлялось перед ребятами на экранах ПК. Учитель географии находился рядом, помогал и объяснял изучаемый вопрос в случае необходимости. Результат работы ученики фиксировали на контурных картах. При таком подходе решалось сразу несколько задач: повторение базы географических терминов и формирование навыков работы с контурными картами с использованием информационных технологий.

Вторая часть урока была не менее интересной. Она предусматривала знакомство с интерфейсом и техническими возможностями ПО SAS.Planet, определение координат географических объектов при помощи ПО SAS.Planet и формирование навыков совместного использования нескольких прикладных программ с получением промежуточных результатов в одной программе для дальнейшей обработки в другой. Шестиклассники успешно справились с заданиями, а также дополнительно с большим интересом определили координаты г. Красноярска, своего родного села Ванавара, устья р. Ванаварки, школы, аэропорта и даже своих домов.

РЕТРО-ВЕСНА

В рамках мартовских  Дней образования учителями Н.А. Паркачёвой и Н.П. Брюхановой был организован музыкальный вечер «Ретро-весна», который стал также и поздравлением всей женской части педагогического коллектива Ванаварской школы с праздником 8-го марта.

В мероприятии приняли активное участие ученики 8-11 классов. Шесть команд состязались между собой за право стать лучшей. В своих выступлениях ребята рассказывали о том или ином историческом периоде в культурной жизни страны, об отдельных культурных событиях того времени. Языком рассказа служили танцы и песни представляемого периода. Пели, кстати, не только самодеятельные артисты, но и все зрители, собравшиеся в импровизированном актовом зале школы.

Коллектив 8 «А» класса взял темой 80-е годы прошлого века, девятиклассники рассказали о 50-х годах, одиннадцатиклассники – о 90-х годах и т.д. Были представлены презентации о культурных событиях прошлого.

Школьники представили публике и приготовленные своими руками кулинарные изделия, дав им специальные весенние названия. Вели программу С.М. Воронина и Н.А. Паркачёва. Финалом мероприятию послужила общая песня.

УРОК ГУМАНИЗМА

2014 год проходит под знаком юбилея классика русской педагогики, педагога-мыслителя К.Д. Ушинского. 190 лет минуло со дня рождения основоположника научной педагогики в России, но его труды не теряют актуальности, как не теряют её такие понятия, как добро, благодарность, бескорыстие, отзывчивость.

Урок в 4 «Б» классе (учитель Т.Н. Филипенко) был посвящён рассказу К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Методически он был построен как раз по тем принципам, какие рекомендовал великий русский педагог. Поговорив вначале о таких нравственных понятиях, как неблагодарность, добро и зло, а также разобрав предварительно встречающиеся в тексте непонятные слова, дети приступили к чтению замечательного рассказа, сопровождаемого подготовленным учителем видеорядом, позволяющим ребятам окунуться в ту эпоху, к которой относилось действие. Читали текст все по очереди, а затем высказывали свои впечатления от прочитанного и отвечали на вопросы, заранее составленные Т.Н. Филипенко.

Ребята получили и  домашнее задание: написать обращение к людям, как нужно обращаться с животными, в том числе с теми, которых ты приручил.

Яркий и трогательный урок, берущая за душу книга К. Ушинского «Слепая лошадь» наверняка оставят добрый след в каждой детской душе.

ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ

В рамках Дней образования в Ванаварской школе состоялось необычное мероприятие – театрализованное представление по знаменитому философскому роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Пьеса была инсценирована на английском языке, а актёрами в ней стали ученики 11 «А» класса.

Известный роман, написанный автором в декадентском стиле всего за 3 недели, стал широко известен и любим во всём мире. Достаточно только сказать, что он более 30-ти раз экранизировался и многократно инсценировался. Под руководством своего учителя английского языка О.Ю. Брюхановой одиннадцатиклассники тоже отважились рассказать историю волшебного портрета Дориана Грея. Роли основных персонажей пьесы были распределены очень удачно. Самого Дориана играли двое: Сергей Першин и Сергей Баснин, молодую актрису Сибилу Вэйн – тоже двое: Мария Привалихина и Елизавета Даниленко. Художником Бэзилом Холлуордом стала Елизавета Брюханова, а злым, саркастическим и пропитанным порочными идеями лордом Генри – Евгения Шарова. С ролью брата Сибилы Джеймса прекрасно справился Иван Сизых, а её матери – Ольга Шалавина. Текст читала Анастасия Ермакова.

Небольшое помещение класса и лаконичные декорации не стали помехой оригинальной постановке. Зрители с удовольствием следили за ходом представления, удивляясь творческим находкам ребят и тому объёму английского текста, который те ухитрились запомнить. Но вот зло наказано: вечный красавец Дориан, пытавшийся уничтожить ужасный портрет, погибает от ударов своего же кинжала, и присутствующие зрители осыпали отважных самодеятельных актёров комплиментами.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭТЮДЫ

Учителя русского языка и литературы  М.И. Котяшова и Е.А. Бурдынюк  подарили своим ученикам прекрасный праздник, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Мероприятие проходило в рамках Дней образования и представляло собой рассказ о жизни и творческом пути великого русского поэта, а также театрализованные сцены из его романа «Герой нашего времени» и поэмы «Демон».

Жизнь М.Ю. Лермонтова была короткой, но он успел оставить после себя огромное количество литературных произведений, которые всегда будут современными.  На встрече с творчеством уникального поэта прозвучало множество его замечательных  стихов в исполнении учеников 9-х классов: «Ужасная судьба отца и сына», «Ангел», «Нет, я не Байрон, я другой», «Кавказ», «Нет, не тебя так пылко я люблю»,  «Я не унижусь пред тобой», «Мы случайно сведены судьбою» и т.д. Зинаида Ходосевич (Тамара) и Кирилл Захарков (Демон) прекрасно исполнили отрывок из поэмы «Демон». Прозвучали романсы на стихи Лермонтова: «Белеет парус одинокий» и «Выхожу один я на дорогу». Театральная постановка отдельных сцен романа «Герой нашего времени», в которой роль Печорина исполнил Борис Блахов, Грушницкого играл Эдуард Кожокарь, Веру – Татьяна Жукова, княжну Мэри – Ксения Каплина, капитана – Егор Егоров, княгиню Лиговскую – Зинаида Ходосевич и дам на балу – Светлана Страшинская и Наталья Дубовая, очень понравилась зрителям. Вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» стал прекрасным завершением творческого вечера.

Помещение, в котором проходила встреча школьников с творчеством великого русского поэта, было оформлено рисунками учеников 5-х классов к произведениям М.Ю. Лермонтова. Надо отметить высокое качество подготовки мероприятия, а также его отличное техническое сопровождение, обеспеченное благодаря работе ученицы 10 «А» класса Анастасии Боржевец.

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА

На открытом уроке, проведённом учителем начальных классов В.М. Усольцевой, школьники познакомились с замечательным рассказом «Как рубашка в поле выросла» великого русского педагога-мыслителя К.Д. Ушинского, автора известных книг для чтения и первоначального обучения детей. Урок был построен на тех методических рекомендациях, которые в своих работах давал сам основоположник русской педагогики. Первоначально дети ознакомились со всеми непонятными для них словами, встречающимися в тексте, прочли рассказ, а затем ответили на мудрые вопросы, заданные учителем: почему никогда не поздно учиться, почему знания добываются терпением, почему гордятся теми, кто много трудится?

Затем наступил черёд нового интересного занятия. Школьники принялись за изготовление бумажных рубашек, украшая каждую из них своим собственным неповторимым узором. Красавицы-рубашки украсила обложки книжек «Как рубашка в поле выросла», изготовленных ребятами в течение урока.

ЭТА ВЕЧНАЯ МУЗЫКА

Открытый урок, проведённый для учеников 4 «А» класса учителем музыки Н.А. Паркачёвой в рамках Дней образования, был посвящён творчеству Раймонда Паулса, композитора и джазового пианиста, и назывался «Маэстро».

Начался урок с музыкального приветствия, а затем распевки учеников. Рассказ о творчестве знаменитого латышского композитора сменялся вопросами педагога: кто такой композитор, кто такой исполнитель, кого называют дирижёром? Ребята попробовали спеть одну из песен Раймонда Паулса, послушали его музыку, поговорили о её классической и джазовой разновидностях, а также установили, в чём их различие. Прозвучал классический музыкальный фрагмент из кинофильма «Долгая дорога в дюнах», а затем фрагмент джазовой музыки.

Учитель Н.А. Паркачёва познакомила ребят с лирической, танцевальной, юмористической музыкой композитора. На примере исполненной «Колыбельной» ученики узнали, как звучит лирическая музыка. Дети включились в музыкальное исполнение произведений Паулса с помощью самодельных ударных инструментов, а затем в формате мини-конкурса для команд по 6 человек в каждой дружно исполняли весёлого «Кашалотика». Характерно, что все присутствующие на уроке 4-классники в течение 45 минут, отведённых на занятия, работали активно, усердно и с огромным удовольствием.

Завершился интересный и полезный урок ритмической минуткой, когда каждый из учеников безошибочно повторил хлопками за преподавателем свой собственный музыкальный ритм.

 

Усольцева В.П., март 2014

 

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта