Такие разные Универсальные учебные действия

 

дата публикации 28 февраля 2013

Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь
.

«Задача школы — не дать объем знаний... а научить учиться»
[1, 25] ФГОС НОО.

В феврале текущего года прошёл традиционный межшкольный семинар-тренинг для учителей начальных классов и учителей предметников школ Байкитской группы Эвенкийского района по теме:
«Универсальные учебные действия как индикатор функциональной грамотности учащихся при осуществлении коммуникативно – деятельностного подхода в образовании».
Данное мероприятие было организовано Байкитским методическим кабинетом ЭПЦ ЭМР под руководством заведующей Янковской Любови Николаевны. В работе семинара приняли участие 36 педагогов.

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

Янковская Л.Н.
представляет программу семинара
Педагоги Байкитской школы
принимали гостей из посёлков района

Тема выбрана актуальная, вытекающая из важнейших задач современного образования и требования ФГОС ОО, формирование совокупности «универсальных учебных действий», обуславливающих компетенцию «научить учиться». Семинар нацелен на развитие профессиональной компетентности учителей, на овладение современными методиками и технологиями обучения, построен на основе деятельностного подхода. Призван представить и проанализировать опыт по формированию универсальных умений педагогов МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа» Эвенкийского района.

Участники семинара были включены в продуктивную деятельность: работая в парах и в группах, выявляли наиболее оптимальные средства для получения нового образовательного результата, проектировали и открывали уроки, работали на площадке школы мастер-класса. В ходе семинара использовались активные методы обучения (моделирование, составление дидактических и методических материалов, создание проектов, использование тестирования), использование компьютерных средств и технологий обучения. Особенностью семинара было: популяризация технологии методического мастер-класса, использование для обучения учителей интерактивных форм обучения: тренинг, деловая игра, игровой рефлексивный практикум.

Коллектив Байкитской средней школы радушно принял учителей всех малокомплектных школ поселков Байкитской группы, поделился конкретным опытом лучших педагогических практик. Напряжённая и продуктивная работа всех участников семинара продолжалась целый день. У каждого педагога была возможность «высказаться», выяснить волнующие вопросы, увидеть и пропустить «через себя» представленный опыт других, освоить в деятельности методы и приемы по формированию у учащихся универсальных учебных действий. В программе было 5 модулей:

  • открытые уроки;
  • работа школы «мастер-класса»;
  • тренинг по методике организации ученического сотрудничества в классе;
  • работа «Диалоговой площадки»;
  • игровой рефлексивный практикум «Шесть шляп» по методу обучения эффективному мышлению Эдварда де Боно.

Модуль 1.
На этом этапе педагогам предложена серия открытых уроков, которые показали на конкретном опыте учителей Байкитской средней школы как, изучая разные предметы, можно организовать овладение способами познавательной, творческой деятельности, освоение коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования в дальнейшем. С последующим развёрнутым самоанализом и анализом каждого урока.

Урок английского языка в 5А классе по теме:
«Отработка лексико-грамматических навыков» представила Грошева Татьяна Григорьевна.

Давайте просто заглянем на этот урок английского языка.

Чего только не происходит на уроке: дети и озвучивают сценку по ролям, и поют, и читают, разыгрывают диалоги с учителем и по парам. Самое главное, что ученики раскрепощены, они не боятся говорить на иностранном языке! Урок был наполнен энергией, эмоциями, просматривалась система эффективных приёмов обучения иностранному языку, которая может быть использована учителями района для реализации целей стандартов второго поколения не только в начальном звене, но и в основной школе.

Урок математики в 5 классе по теме:
«Перевод величин в другие единицы измерения» провела Рукосуева Ольга Викторовна.

Говоря о данном уроке, следует отметить
активное применение современных
информационно–коммуникативных образовательных технологий

Ольга Викторовна продемонстрировала виртуозное владение инструментами интерактивной доски, использование цифровых ресурсов при формировании универсальных учебных действий на базе предмета математика. Интерактивная доска и её возможности использования учителем покорили всех, особенно когда учащиеся пятого класса деловито и спокойно построили на интерактивной доске чертёж нового моста через Байкитик, внесли реальные измерения в проект и, используя возможности доски, сделали расчёты параметров моста, переводя их в различные единицы измерения. Убедились, что интерактивные технологии прекрасный способ учить и прекрасный способ успешно учиться!

Урок русского языка в 4Б классе по теме: «Правильные действия – правильная буква» открыла для нас учитель начальных классов Сутлина Зинаида Егоровна.

Этот урок был детально продуман
и выстроен с позиции деятельностного подхода.

Участники семинара имели возможность в ходе демонстрации урока увидеть эффективные приёмы и техники организации детских действий: моделирования, целеполагания, контроля и оценки, создания и реализации своего образовательного маршрута, умения сотрудничать с учителем и сверстниками. Слушатели смогли увидеть особенности средств обучения УМК «Гармония», по которой работает учитель.

Урок музыки во 2 классе по теме: «Инструменты симфонического оркестра», с учётом требований новых образовательных стандартов продемонстрировала Мельниченко Дина Петровна.

Это был яркий, запоминающийся урок-праздник, причём с четко выстроенной программой формирования у младших школьников универсальных учебных действий — личностных, познавательных и коммуникативных. Слушатели могли пополнить свою методическую копилку "педагогическими изюминками". Урок был построен так, что вызывал у детей удивление, изумление, восторг, неожиданное открытие. Интригующая посылка в красивой коробке с камешками, палочками, раковинами, резинками, поставила вопросы, которые надо решить. А зачем это? Что бы это значило? Изумление вылилось в коллективное исследование, выдвижение гипотез, узнавание нового.

Настоящим сюрпризом стало появление на уроке гостьи, старшеклассницы ученицы музыкальной школы Бубенчиковой Анастасии, которая исполнила музыкальное произведение на синтезаторе, дети вслушивались и узнавали по звучанию инструменты оркестра. Красивый опыт, нестандартный подход к уроку.

Урок физики в 9А классе по теме: «Исследование зависимости периода колебаний маятника от параметров системы» показала Неизвестных Зинаида Александровна.

Такой опыт полезен каждому

На уроке физики в классе была организована исследовательская деятельность школьников на основе проблемного метода. Учитель умышленно создал проблему, которую учащиеся могли разрешить, лишь проведя лабораторное исследование, сделав измерения, зафиксировав их в таблицу, проведя серию экспериментов. Работая в малых группах, школьники самостоятельно вывели формулу зависимости периода колебания маятника от параметров системы. Деятельность учащихся была связана с решением исследовательской задачи. Урок убедительно показал, что обучение должно быть деятельностным, добиваясь включенности в учебный процесс каждого участника. А публичная защита работ учит школьников выступать перед аудиторией, концентрировать внимание на выступлении, отвечать на поставленные вопросы, преодолевать волнение, уважать мнение других.

Модуль 2.
На следующем этапе для участников открылась «Школа методического мастер-класса». Педагогам были представлены четыре методических мастер-класса. Как известно, мастерами не рождаются, мастерами становятся. Профессиональное методическое мастерство это плод длительного творческого труда педагога. И лучшим средством здесь был взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и обучающей деятельности. Оптимальной же формой взаимообучения явился мастер-класс. Методический мастер-класс это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков, в данном случае по освоению методик и технологий по формированию предметных и метапредметных умений учащихся, с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участников.

Методический мастер-класс по теме: «Организация работы с текстом как способ формирования УУД представила учитель с высшей категорией, заместитель директора Антонова Ольга Анатольевна.

Она поделилась с коллегами разными способами работы с текстом, ярко и неожиданно увлекательно моделируя деятельность непосредственно на участниках семинара. Коллеги получили реальный, «живой» опыт, продуктивность от работы была особенно высокой при выполнении заданий мастера. Задача была непростая. После просмотра фильма «Буревестник», сатирической зарисовки об уроке, группы должны были составить текст, как интерпретацию увиденного. Это было просто захватывающе. Ольга Анатольевна убедила участников в особой роли текстов в интеллектуальном развитии личности.

Захватывающе интересной была работа групп и представление результатов по интерпретации видеотекста. Педагоги убедились, что основой основ практической работы по формированию предметных и метапредметных умений учащихся является сам текст: текст учебника, дополнительные источники информации, фильм, рассказ и так далее.

Мастер-класс по теме: «Формирование личностных и познавательных универсальных учебных действий у младших школьников как условие личностного развития» представила учитель начальных классов Чернуха Ирма Ивановна.

Это был мастер-класс с демонстрацией отдельных элементов системы работы учителя-мастера, с выполнением практических заданий участниками семинара.

Она представила опыт формирования личностных и метапредметных универсальных учебных умениё у школьников 1 и 2 класса, поделилась первым опытом реализации новых федеральных стандартов. Участники семинара осваивали приемы взаимодействия участников образовательного процесса (учителя, родителей, педагогов дополнительного образования) по развитию личности ребёнка, знакомились на практике с приемами использования результатов мониторинга индивидуально-личностных особенностей и ресурсов детей, с использованием средств обучения УМК «Перспектива», устанавливали связь личностных и метапредметных результатов с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельности.

Мастер-класс комбинированного типа по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе для различных форм учебной работы в классе и дома» с демонстрацией современных дидактических средств и оригинальных способов их применения провела учитель начальных классов Ураско Галина Ивановна.

Мастер-класс был динамичен, насыщен информационно и практически. Содержание информации доступно для понимания. Современному учителю необходимо научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки работы с аппаратно-программными средствами и цифровыми ресурсами для эффективного обучения школьников и это требование новых образовательных стандартов. В этом убедил мастер-класс Галины Ивановны, презентация для понимания и демонстрации содержала видеофрагменты с уроков, затем педагоги на практике осваивали приемы использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в начальной школе для различных форм учебной работы в классе и дома (индивидуальное обучение, групповая работа, фронтальная работа).

Достичь хорошего результата в обучении младших школьников можно при инновационном подходе, при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих переход на продуктивно-творческий уровень.

Мастер-класс по теме: «Использование разнообразных способов организации познавательной деятельности, форм взаимодействия участников образовательного процесса для построения эффективного урока» в виде тренинга по методике организации ученического сотрудничества для участников провела учитель начальных классов Верхотурова Тамара Владимировна.

Она организовала в ходе тренинга обучение участников семинара различным формам учебной деятельности младших школьников (парная, групповая, индивидуальная) на материале предметов начальной школы в соответствии нового ФГОС. Учителя прочувствовали особенности её подхода: отсутствие принуждения, продуманная система поощрений и порицаний, организационная и содержательная поддержка со стороны учителя, четкий инструктаж, владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Здесь была возможность попрактиковаться под благожелательным контролем учителя-мастера. Например, взаимодействуя в парах, учителя выполняли работу по украшению «рукавичек» по предмету «Технология». Они проявили свои коммуникативные умения (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и партнёром, уметь договариваться). В малых группах отрабатывали варианты работы с текстами по литературному чтению и заданиями по математике.

Модуль 3.
Работа «Диалоговой площадки» обсуждение проблем реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях Байкитской группы Эвенкийского муниципального района.

С анализом итогов дистанционного этапа работы «Диалоговой площадки» по результатам анкетирования участников по проблемам реализации ФГОС НОО выступила Чернуха И.И. – методист ММЦ . Она представила всех участников семинара из посёлков района и обозначила проблемы и возможности малочисленных школ при реализации новых стандартов НОО.

  • формирование универсальных учебных действий затруднено на совмещённых уроках с несколькими классами одновременно;
  • одновременная работа с классами, осваивающими разные стандарты;
  • затруднения в создании ситуаций взаимодействия учащихся для коллективной деятельности по освоению предметных знаний, по формированию коммуникативных и регулятивных умений учащихся при низкой наполняемости классов;
  • сложность в организации плодотворного взаимодействия и преемственности учебной и внеучебной деятельности школьников (формы, кадры, отсутствие социо-культурной базы).
  • использование ограниченного ресурса школы, учителя.

При работе «свободного микрофона» поделились своими находками учителя посёлков.

 

 

Учитель начальной школы староверческого с. Кузьмовка, Путилова В.В., рассказала, что, несмотря на строгие правила и запреты верующих родителей, учителя смогли договориться с ними и школа успешно выстраивает работу по реализации новых стандартов.

Они смогли наладить внеурочную деятельность детей, использование ИКТ в обучении. ( по канонам веры детям запрещено петь, смотреть телевизор, пользоваться ПК и т.д.)

 

 

Учитель начальной школы-детский сад с. Куюмба Григорьева И.П. поделилась информацией о хорошей обеспеченности материально-техническим оборудованием, аппаратно-программными средствами по реализации ФГОС НОО в их школе.

Она сообщила, что все учителя их маленькой школы прошли курсовую подготовку по вопросам новых стандартов, курсы по освоению комплекта аппаратно-программных средств, а на семинаре получили много полезного по использованию современных образовательных технологий на уроке и внеурочной деятельности.

 

Учитель Суломайской начальной школы-детский сад Косачёва З.Е. отметила, что наряду с трудностями в малокомплектной малочисленной школе имеются и преимущества: здесь легче индивидуализировать обучение, есть возможность организовать учебное сотрудничество учащихся разных возрастов, можно организовать коллективные формы работы, причём на уроках и во внеурочной деятельности.

Подведение итогов семинара прошло необычно в виде игрового рефлексивного практикума «Полезная примерка», по методу Эдварда де Боно.
Он разработал метод, помогающий в обучении детей и взрослых эффективному мышлению «Шесть шляп мышления» — так он назвал свой труд. Эдвард де Боно представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем.
Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. "Надевание" шляпы фокусирует мышление, "смена" шляпы изменяет его направление. Рефлективное мышление целесообразно использовать при анализе и оценке высказываний, мнений и действий. Умение рефлексировать включается в число общеучебных умений, обязательных для овладения учащимися школы.
Практикум с учителями вела Янковская Л.Н., организатор семинара. Каждый участник выбрал шляпу любого цвета, получив листы с текстом притчи о старом шляпнике и описанием особенностей мышления под шляпой определённого цвета. Участники разбились на группы по цвету выбранной шляпы. Получилось шесть групп. Ведущая разъяснила задание: необходимо высказать своё мнение о проведённом семинаре в соответствии со значением цвета шляпы:

белая шляпа – безоценочная информация, статистика, факты;
(Вам предлагается надеть белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий).
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

чёрная шляпа – критическое мышление;
Осторожность. Суждение.Оценка. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

жёлтая шляпа – оптимистическое мышление;
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

красная шляпа – эмоциональное мышление;
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

зелёная шляпа – творческое, креативное мышление;
Различные идеи. Новые идеи. Предложения.

синяя шляпа – продуктивное мышление;
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

После обсуждения группы представили суждения о происходящем на семинаре «от каждой шляпы». Так получилась полная объективная оценка работы семинара, и происходило формирование у педагогов способности объективно оценивать деятельность других, моделировать ситуации, составлять прогноз их развития.

Из оценок участников семинара:

  • этот метод позволяет сделать умственную работу красочным и увлекательным способом организации мышления;
  • можно применить на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;
  • метафора шляп является ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод признает значимость всех компонентов работы— эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент.

Группы давали оценку всех событий семинара в соответствии предложенных правил. Высказались все, каждый продемонстрировал рефлексию своей деятельности и дал оценку общей работы.

 

 

В первую очередь выступала группа под «белой шляпой»:
межшкольные семинары — хорошая традиция, полезное общение педагогов. Были представлены разные формы передачи продуктивного педагогического опыта. Созданы условия для творческого самовыражения личности педагога. Очевидным стало, что опыт Байкитской школы стал востребованным и тема семинара была актуальна и своевременна.

 

 

 

 

Говорит группа под «красной шляпой»:
на семинаре нас захлёстывали положительные эмоции: радость от общения с интересными людьми, удовлетворение от продуктивной совместной работы, гордость за коллег, мастеров своего дела, чувство успешности по овладению современных способов обучения, желание хорошо учить детей.

 

 

 

 

Группа под «чёрной шляпой» осторожно высказала критические замечания:
жаль, что ещё не все школы оборудованы, так как Байкитская, недостаточно персональных компьютеров для работы учеников, нет возможности шире использовать ЦОР и электронные УМК, не все учителя включаются в инновационный процесс, наверно проблемным будет использование представленного опыта по формированию коммуникативных и регулятивных умений учащихся в условиях малочисленной школы.

 

 

Группа под «жёлтой шляпой» высказалась оптимистично: семинар прошёл очень продуктивно, много было сделано открытий. Мы убедились в том, что мастер-класс эффективная форма профессионального обучения, прекрасная возможность обобщения опыта и его передачи, большое спасибо Байкитскому методическому кабинету за организацию креативного общения учителей, спасибо за возможность увидеть себя со стороны и многому научиться у коллег.

 

 

 

Группа под «зелёной шляпой» сделала творческие предложения:
практику ежегодных межшкольных семинаров обязательно продолжать, привлекать к участию более широкий круг учителей предметников, предлагаем на базе Байкитской школы

создать «школу молодого учителя» по освоению новых педагогических технологий в образовательную практику.

 

 

Результаты обсуждения суммируются под «синей шляпой».
Работа семинара получила положительную оценку, представленный опыт в разнообразных формах прочувствован и принят на вооружение педагогами, он поможет в решении актуальных проблем общего образования, в обеспечении освоения планируемых результатов каждым учеником. Дал возможность освоить методические приемы, способы действий, организационные формы взаимодействия участников в учебной познавательной деятельности

 

Материал подготовила Янковская Любовь Николаевна,
заведующая Байкитским МК ММЦ
19.02.2013

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2013
Поддержка сайта