Сотрудничество с родителями

Важное направление образовательной программы

детского сада «Оленёнок» с. Байкит

 

дата публикации 14 декабря 2013

 

(из опыта работы МКДОУ «Детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит ЭМР)

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – …в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Федеральные государственные стандарты в части требований к основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на взаимодействие с семьёй.
– в реализации образовательной программы детского сада;
– в создании условий для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте;
– в построении позитивных отношений родителей, представителей местного сообщества и дошкольного образовательного учреждения;
– в повышении уровня педагогической компетентности родителей;
– в привлечения родительской общественности к оценке образовательной деятельности ДОУ.
 
Родители активные участники образовательного процесса, а не просто сторонние наблюдатели. Это важно, сложно, и нужно.
Мне хотелось бы представить опыт работы коллектива детского сада «Оленёнок» с. Байкит Эвенкийского района, Красноярского края позитивной деятельности родителей, местного сообщества и детского сада, инновационных форм их взаимодействия в жизни дошкольного учреждения и жизни села.

Семья и детский сад – два равноправных партнёра, два воспитательных феномена, каждый из них дает ребенку социальный опыт, обеспечивает его развитие. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вступления маленького человека в большой мир. Мир их будущего. У каждого из партнёров свои задачи и возможности в воспитании ребенка и невозможно переложить ответственность за него лишь на одну из сторон. Только семья может одарить ребёнка любовью и привязанностью, вложить в него уважение к семейным традициям, обогатить эмоционально-нравственной насыщенностью отношений. Поэтому так важна совместная системная работа семьи и детского сада для создания условий полноценного проживания дошкольного детства каждого ребенка.

Коллектив детского сада «Оленёнок» считает основной целью взаимодействия с родителями, возрождение традиций семейного воспитания, уважение и принятие во внимание культуры семьи, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс. Конструктивное взаимодействие детского сада и воспитателя группы с семьями воспитанников важное направлением деятельности по реализации основной общеобразовательной программы и необходимое условие для развития детей. Поэтому для успешного сотрудничества планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают всех членов семьи ребенка в жизнь группы, детского сада в общее интересное дело, дают возможность проявить себя в какой-либо творческой деятельности. Педагоги делают это в системе, применяя инновационные, эффективные формы работы: консультативно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые , проектно-исследовательские, конкурсное движение, различные формы дополнительного образования детей, совместные праздники, социально значимые акции и проекты.


Наглядно-информационные

  • Родительские уголки;
  • папки-передвижки «Здоровейка», «По совету всему свету»;
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон» ;
  • библиотека – передвижка;
  • фотогалерея «Наши успехи», «Мы – друзья природы», « Семейный альбом»;
  • фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, мгновения счастья», «Папа, мама, я – дружная семья»;
  • семейный вернисаж «Моя семья», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»;
  • эмоциональный уголок «Я вот такой», «Здравствуйте, я пришел»;
  • копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Но педагоги детского сада используют разнообразные рубрики и оформление их как итоги большой совместной работы. Как экран достижений и событий детей, как дневник их развития и обратной связи («Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Здоровейка», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание»). Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Например, совсем не традиционно подошли воспитатели средней группы Мальцева О.Н. и Янковская Д.В. к традиционной теме « Как я провел лето?». Они организовали совместно с родителями и детьми весёлую фотовыставку-вернисаж в виде чудо-паровозика «Лето, лето ты, какого цвета?», который везёт замечательные воспоминания о летних событиях в страну детства, это фотографии, небольшие сувениры, предметы, коллажи. Дети сопровождают его рассказами, стихами, видеосюжетами, что помогает в развитии речи, эмоций, чувств. Это и есть интегративный подход в воспитании и образовании дошкольника.

 

Дошкольная академия

Интересной и инновационной является работа «Дошкольной академии», это своеобразный клуб партнёров общего дела – воспитания детей (родители и воспитатели). Здесь происходят встречи в неформальной обстановке, где в активной совместной деятельности и общении происходит передача семейного опыта, пропаганда педагогических знания, практикумы по освоению конкретных методик работы с малышами и многое другое. Инициаторами этой работы стали опытные воспитатели Маркович Валентина Васильевна и Годовалова Светлана Викторовна, которые сотрудничают в этом с творческими педагогами: Бачернихиной Татьяной Николаевной, Ворониной Татьяной Владимировной, Тарасовой Еленой Алексеевной. Здесь не просто обучаются, а передают «Секреты для родителей» по развитию речи. Получают целенаправленно подобранные стихи, попевки, скороговорки и рекомендации по использованию их с детьми, осваивают это на практике, на тематической встрече «Говорунок».

Результаты семейного воздействия обсуждают в рефлексивной мастерской. А очередная встреча на площадке «Дошкольная академия» вылилась в педмастерскую «Здравствуй Колобок» по освоению приемов работы с пластилином и нетрадиционными техниками рисования ( рисование пальцами и ладошками, рисование свечой, рисование по мокрому и мятому, кляксография, рисование поролоновыми губками и ватными палочками ) по созданию совместных (детей и родителей) творческих работ. Полёту фантазии не было предела . А воспитатель средней группы Тарасова Е.А. организует передачу опыта и освоения практических умений родителями на посиделках «За кружкой чая» где устанавливаются позитивные, доброжелательные отношения взрослых.

Здесь обсуждается и планируется совместная проектная деятельность в этноэкологической студии «Родничок» с применением экопластики, фольклорных элементов народов севера и логоритмики, исследований по ремеслам «Рукавичка», исследования по приемам выживания в экстремальных условиях – сундучок «У костра».

 

Проектная деятельность

Важным направлением совместной деятельности семьи и педагогов в детском саду является проектная деятельность, она прочно вошла в образовательный процесс и стала соединительной нитью многих воспитательных усилий. Эта современная форма работы даёт прекрасный воспитательно-образовательный результат, процесс становится целенаправленным, комплексным и практико-ориентированным. Например, удачно осуществили проекты: «Удивительное рядом», «Лесные витамины», «Хомка-хомка хомячок», «Никто не забыт и ничто не забыто» – рассказы детей о своих героических предках-участниках ВОВ, «Олененок, где твой дом?» – создание совместно с детьми экомодуля.

При этом используют нестандартные формы оформления продуктов проектной деятельности, например, оформление уголка «Событийный фоторепортаж», после интервьюирования детьми родителей и близких или презентация видеоинтервью, подготовленного детьми совместно с родителями, или авторские выставки творчества юных художников «Чудо краски». Более продолжительные проекты проводят поэтапно, добиваюсь, чтобы они носили для детей событийный характер, чтобы помогали в познавательном и морально-нравственном развитии ребенка.

Так настоящим событием для детей стали образовательные экскурсии, проведенные Тарасовой Е.А. и Ворониной Т.В. в хлебопекарню «Хлеб всему голова», в аэропорт «Самолет-вертолет, ты возьми меня в полет!», пожарную часть «Самая мужественная профессия - пожарный». Здесь их встречали взрослые (родители), настоящие специалисты своего дела (командир пожарного отряда, пилот вертолета, пекарь) и рассказывали о своем производстве, давали детям возможность проявить себя на деле, исследовать материалы и объекты.

Вот где булки растут? Моя мама пекарь!

Дети приобретают опыт коммуникативного общения и взаимодействия с взрослыми, опыт познавательного исследования объектов окружающего мира.

Дети примеряют пожарную каску, ремень. Мой папа главный пожарный!

 

Семейные и межсемейные проекты

Так ярким событием стало осуществление проекта «Семейное древо» инициаторами и разработчиками которого стали Мальцева О.Н. и Янковская Д.В., которые вовлекли в этот проект всех желающих. Проект преследовал цель формирования интегративного качества ребёнка «представление о себе, мире и природе», познание мира своей семьи.
Он содержал несколько этапов:
– сбор информации;
– оформление «Семейного дерева »;
– презентация продукта в группе;
– выставка презентация в группах.

Авторские выставки художественного творчества детей являются гордостью и трансляцией опыта семейной поддержки творчества детей, сопровождения особо одаренных детей. Например, все гордились и радовались творческим успехам в художественном творчестве на авторской выставке воспитанницы Шевцовой О.А. –  Тетюшиной Насти под названием «Рисую мир», выставке Лёвы Чащина «Оригами моё увлечение», выставка Ларченко Насти «Мой мир в рисунках».

Тетюшина Настя приглашает на персональную выставку картин под названием «Рисую мир»

Совместными с детским садом и межсемейными можно назвать социально значимые акции, которые имеют большой положительный эффект в воспитании детей, в становлении гражданской позиции родителей и сотрудников детского сада. Это акции по проявлению добрых побуждений и свершению достойных поступков (изготовление теплых вещей для детей детского Дома Эвенкии, помощь больным детям, помощь детям, пострадавшим от наводнения): «Тепло наших рук», «Подари добро», «Дорогой добра». Материалы по итогам социально-значимых акций публикуются в информационном бюллетене органов местного самоуправления с. Байкит «Байкитский вестник».


Детско-родительские праздники, конкурсы, выставки и концерты

Хорошей традицией стало проведение детско-родительских праздников, конкурсов, выставок и концертов: «Мой Байкит», «Поет зима, аукает», «Под радугой севера», «Театральная жемчужина», «С праздником, Милая Мама!», «Герб ДОУ», выставка-конкурс «Дары природы», экологический праздник «В гостях у Лесовичка», «Осенины». Это хороший повод провести их вместе с родителями, а не для них.
Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие праздники готовятся не один день. Это кропотливая работа. Нужно продумать и организацию праздника, оформление зала, разработать сценарий и т.д. Так в «День матери» проводится совместный праздник-поздравление, с участием мам (веселые игры, поздравления, конкурсы).

Веселое соревнование мам. Дети дарят подарки «Дерево счастья».

А ещё грандиозный концерт в районном Доме культуры, где зрители – дорогие родители.

Неделя Масленицы проходила в тесном сотрудничестве с родителями и при объединении усилий всего коллектива. Сами мероприятия органично вписались в образовательный процесс и в режимные моменты, были интересны всем. Закончилась неделя большим весёлым праздником, где место и роль нашлись для каждого! Во всём был акцент на совместную деятельность родителей педагогов и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности.

На общем празднике была не просто игра, а настоящая осмысленная и интересная жизнь детей в детском саду!
Для детей и родителей прошел Блинный конкурс «Самый масляный», в конкурсной программе приняли участие 38 родителей, а в голосовании 93 ребенка и родителя, были подведены итоги и все активные участники и победители награждены сладкими подарками.

Вот они какие, самые разные, вкусные и прекрасные! Ой, блины мои блиночки!

 

Театрализованная деятельность

Особо хочется представить совместную театрализованную деятельность, которая даёт потрясающий результат в развитии детей, сплочении и соучастии родителей, общественности и детских творческих коллективов села. Это направление активно инициирует и реализует, воспитатель младшей группы Бачернихина Т.Н. Она успешно интегрирует социоигровую технологию в технологию театрализованной игры, которая в свою очередь является центральным связующим звеном жизни детей и взрослых в группе и дошкольной организации. Ей важен не только конечный продукт – спектакль, а творческий процесс самореализации каждого ребенка в нем. В её группе сложились добрая традиция: «Театральная пятница», когда совместно с детьми разыгрывается маленькие кукольные спектакли для малышей и родителей, нетрадиционное празднование дня рождения воспитанников с большой открыткой пожеланий и «Сундучком радости». Создана театральная зона «Волшебная страна» для реализации индивидуальных интересов детей в театрализованной деятельности. Она использует разные виды кукольного театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, чулочный, подобрали куклы к русским и эвенкийским сказкам. Для импровизации есть уголок ряженья, наполненный костюмами (изготовленными совместными с родителями силами), головными уборами, платками, здесь ребенок может перевоплотиться, стать героем, принцессой, пиратом, отправится на поиски сокровищ или просто войти в образ бабушки. Это помогает сохранять индивидуальность ребёнка, раскрывать его творческий потенциал, осуществлять позитивную социализацию.

А самым объединяющим событием, ставшим традиционным, является ежегодное театрализованное представление – фестиваль ДОУ села Байкит «Театральная жемчужина». Это мощный фактор объединения сил заинтересованных сторон в развитии детей средствами театра. Ярко выражена позитивная деятельность дошкольного образовательного учреждения в отношении родителей, местного сообщества участия их в делах своими ресурсами (интеллектуальными, информационными, материальными и т.д.). 

Малыши представили свой детский сад на фестивале «Жемчужина» театральной постановкой «Теремок»..
Первые награды из рук главы села Байкит.

Все вместе на театрализованном представлении детских коллективов села.
Трогательная колыбельная мамы Медведицы всем очень понравилась.

Замечательной формой содружества взрослых с детьми в художественном творчестве является конкурс инсценирования детских песен «Ваш выход». Так захватывающе и эмоционально богато дети с взрослыми инсценировали знакомые песенки, сопереживали героям и искренне за них болели.

 

Познавательное направление деятельности

Познавательное направление совместной с семьей деятельности – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В детском саду «Оленёнок» созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания детей. В совместной эффективной деятельности большую роль играет позиция руководителя ДОУ – Кулаковой Любови Николаевны, старшего методиста – Белошапкиной Надежды Александровны и специалистов поддержки и сопровождения ребенка: психолога, логопеда, медика, инструктора по физкультуре, педагогов дополнительного образования. Это главные координаторы, стратеги в системе совместной работе. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно-ответственными участниками образовательного процесса.
Обогащение педагогическими знаниями родителей происходит в активных формах совместной деятельности:
– общие и групповые родительские собрания;
– консультации; занятия с участием родителей;
– выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
– тематические недели общения;
– Дни открытых дверей;
– совместное создание предметно-развивающей среды;
– родительская гостиная.

Эта деятельность даёт положительный результат.

Стоит отметить родительские собрания, организованные с позиции деятельностного подхода. При проведении тематических родительских собраний происходит трансляция лучшего семейного опыта в виде мастер-класса от родителей, тренинга от психолога ( например, по решению конфликтов в семье), рекомендаций и практикума от инструктора по физической культуре. Большую помощь в этом оказывают учреждения культуры, дополнительного образования села. Так встреча родителей со специалистами районной библиотеки всегда носит познавательный характер, они организуют открытые чтения, библиотечки-передвижки с подборкой литературы, приглашают на тематические праздники в библиотеку. Так, например, на родительском собрании по вопросам художественно-эстетического развития детей в семье был проведен мастер-класс от мамы Янковской Ксюши по изготовлению творческих работ с детьми в технике тестопластика. Все с удовольствием осваивали приемы по изготовлению панно «Чудо дерево» .

Мастер-класс по тестопластике Янковской Д.В .,
Практикум родителей по изготовлению в мамы (семейный опыт) технике тестопластика панно «Чудо дерево».

В практику работы прочно вошли тематические недели: – «Неделя семьи»: семейный праздник «Семья вместе, душа на месте», выставка детских творческих работ:
– «Вот она какая, семья моя родная», изготовление семьёй «Родословного дерева»;
– «Неделя красоты»: конкурс «Мисс детского сада 2012», интервьюирование родителей детьми, с использованием диктофона на тему «Где живет красота?», выставка семейных фотографий «Фотогалерея красоты»;
– «Неделя знаний»: игра-развлечение «День знаний», экскурсия в школу, выставка детского рисунка «Впечатления о школе», встреча с родителями за круглым столом «На пороге школьного старта», игра «Поле чудес» («Незнайка в школе»). В результате этого обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффект подготовки ребёнка к школе.
Чтобы родители стали помощниками воспитателей, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что нет благороднее дела, чем научиться понимать своего ребенка, а поняв, помочь ему во всем, и все получится. Когда все вместе и дело спорится.

Можно сказать, что в детском саду «Олененок» сложилась определенная система в работе с родителями. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 90 % семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. По результатам проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей .

Нет ничего прекраснее, чем что-то создавать с мамой. Так нам хорошо вместе!

Сокровенные мысли по секрету для папы!

 

Материал подготовилен Янковской Л.Н., заведующей Байкитским МК ММЦ
12.12.2013

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2013
Поддержка сайта