«Нестандартные стандарты»

 

дата публикации 04 февраля 2014

 

Федеральные государственные стандарты добрались до детских садов

 

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

Участники встречи за круглым столом – специалисты дошкольного образования обсудили
готовность к предстоящим переменам, которые требуют
активного участия всего профессионального сообщества

Встреча проходила в детском садике «Оленёнок», где собрались представители дошкольных учреждений (организаций) Байкитской группы поселений Эвенкийского района, более 25 человек: специалисты, методисты, воспитатели, руководители детский садов.

Много лет мы говорили «дошкольное воспитание», а теперь чаще используется выражение «дошкольное образование». Сегодня-это узаконено. Очевидно, что усилено дошкольное звено в системе образовании. Но это и обязывает нас к новому. К чему? Происходят перемены. Перемены к лучшему?

Не приведет ли принятие стандарта к другим формам «стандартизации детства»? Чему учить в дошкольном образовании? Что делает воспитателя – педагогом образовательной организации? В чем состоят образовательные задачи детского сада? Детский сад – это ступенька к школе или учреждение, где ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Что дает дошкольному учреждению и дошкольному образованию его новый статус? Ужесточение требований , или расширение возможностей? Будет ли детский сад готовить детей к школе, подстраиваться под требования школы или сохранять уникальность и самоценность детства как периода жизни? Как примет дошкольное образование лестница системы общего образования? Станет ли первая ступень фундаментом, образования как говорили раньше о начальном звене?

Это и многое другое обсуждали участники встречи за круглым столом в Байките.Встреча началась с презентации самого ФГОС дошкольного образования, с анализа содержания документа, его принципов, задач, стратегических ориентиров. Было отмечено, что идет процесс упорядочения дошкольного образования, задаются его новые координаты и обозначаются критерии качества.

Янковская Любовь Николаевна

Документ задает стратегию дошкольного образования, открывая широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

Об этом говорила Янковская Любовь Николаевна, заведующая Байкитским методическим кабинетом, по инициативе которого состоялась встреча за круглым столом.Она акцентирует, что документ задает стратегию развития дошкольного образования как части, ступеньки системы развивающего образования, открывает широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.Стандарт разработан не на пустом месте, а с учетом лучшего, что создано в российском дошкольном образовании.

Стандарт может стать «охранной грамотой» достижений дошкольного образования от разрушительного администрирования. Стандарт ужесточает требования, к управленческому профессионализму, к основной образовательной программе детского сада, к условиям её реализации, к психолого- педагогичекому сопровождению, к кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, к развивающей предметно-простанственной среде. Он предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм. Она обратила внимание на то, что стандарт ориентирован на поддержку разнообразия, «нестандартности» самого детства и ребёнка, требует вариативности развивающих форм поддержки, сохранения самобытности дошкольного детства.

Идея самоценности дошкольного детства – впервые попала в управленческий документ, она наполнена конкретным содержанием. Впервые не только игра, но и другие формы детской жизни, формы детской деятельности, определяют своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Ознакомившись ещё раз более подробно с ФГОС ДО, рассмотрев все разделы документа, участники, работая в группах, составили сравнительную таблицу ожидаемых качественных изменений элементов пространства дошкольного образования ДО и ПОСЛЕ введения

ФГОС ДО. Вот, что получилось.

Вопросы :
– Что дает дошкольному учреждению и дошкольному образованию его новый статус?
Ужесточение требований, или расширение возможностей? – осветила в своем выступлениизаведующая Байкитским детским садом Кулакова Любовь Николаевна.

Кулакова Любовь Николаевна

Как выстроить и организовать работу обычного детского сада в этих условиях, как готов и готовится МКОУ «Детский сад «Оленёнок» с. Байкит к этим переменам. Они верят, что эти перемены к лучшему! Любовь Николаевна представила сообществу нормативный документ дошкольной образовательной организации - ООП ДО детского сада «Оленёнок», которая стала продуктом коллективной работы. Большие изменения мы нашли в требованиях к основной образовательной программе.

«Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей» (А.Г.Асмолов).

Впервые в российской истории разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Работа нашего детского сада опирается на эти нормативные документы. Уже сегодня ФГОС помогает решать проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп, обеспечение нуждающихся местами в детском саду. В нашем детском саду была открыта дополнительная группа , которая позволила принять 15 детишек. Конечно, введение ФГОС в ДОУ вызывает определенные опасения. В первую очередь это связано с неподготовленностью педагогических коллективов. Готовы ли они? Компетентны ли? У нас уже несколько лет действует программа «Кадры», которая позволила организовать целенаправленную работу по повышению профессионального уровня педагогических кадров детского сада.

Наш коллектив много делает в этом направлении:
— за три года 15 человек прошли курсовую подготовку при Красноярском институте повышения квалификации по актуальным темам;
— вовлечение педагогов в заочное обучение позволило получить среднее специальное (профильное) 3педагогам, 1 продолжает обучение, 2 педагога получили высшее образование, 2 продолжают обучение;
— за 3 года 8 педагогам присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель»;
— воспитатели нашего детского сада за последние три года являются лидерами в муниципальном конкурсе «Сердце отдаю детям», первые и вторые места за нашими воспитателями.
Поэтому хочется верить, что воспитатели, поняв сущность ФГОС ДО, обеспечат создание игрового образовательного пространства, радостного, содержательного и счастливого проживания всего периода дошкольного детства. Ведь стандарт, помимо создания комфортных условий для воспитания ребенка предполагает повышение качества дошкольного образования. Все эти шаги ведут нас к успешной реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования. Сегодня надо перейти от сладкой формулы «дети& — наше будущее» к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который мы несём ответственность. Детство просто надо обеспечить — и это главное — поддержкой семьи и государства.

Белошапкина Надежда Александровна

Совершенствованию подготовки и переподготовки педагогов, воспитателей и других специалистов – как универсальных специалистов, обладающих психолого-педагогической компетентностью в области дошкольного образования посвятила свое выступление старший воспитатель Белошапкина Надежда Александровна. Главная функция такого специалиста – построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка, профессиональная помощь детям и родителям в решении педагогических ситуаций и конфликтов, сказала она.

Надежда Александровна подчеркнула, что сейчас просто необходимо учитывать индивидуальные потребности ребёнка, состояние здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями, на что ориентирует новый стандарт. Надо ориентироваться на законы психического и личностного развития ребенка. Важным является создание условий и профессиональное обеспечение полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение его развития. Важно, чтобы в процессе дошкольного образования у ребенка формировалась психологическая готовность к школьному обучению. Иногда говорят: не слишком ли «много» в дошкольном образовании «психологии»? В самом деле – много, потому, что этот этап детства очень своеобразен, и сам стандарт поэтому « нестандартный»!

О том, что должна быть учтена преемственность дошкольного и начального общего образования во всем отразили в своих выступлениях воспитатель детского сада «Оленёнок» Матюнина Галина Владимировна и учитель начальных классов Байкитской школы Чернуха Ирма Ивановна. Мы должны знать каким может быть ребенок, освоивший основную образовательную программу дошкольного образования, в чем его отличие от ребенка того же возраста, не освоившего указанную программу.

Матюнина Галина Владимировна

Матюнина Г.В. заметила:
– Педагоги начальных классов считают, что, приходя в школу, дети должны уметь считать и писать, а родители, зачастую считают, что от детского сада требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать. Да есть необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования. Однако ФГОСе говорит совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

«Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку» – сказала она словами Александра Асмолова, руководителя группы по разработке стандартов дошкольного образования. Стандарт поможет нам лучше услышать ребёнка. Раньше мы стремились понимать ребенка, давая ему систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это то новое, основное, что было взято за основу данного Стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться.
Большие изменения видны в требованиях к основной образовательной программе. «Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей» (А.Г. Асмолов).

Чернуха Ирма Ивановна поделилась с педагогами опытом работы по новым федеральным стандартам начального образования, по которым работает уже третий год.

Чернуха Ирма Ивановна

Она так же подчеркнула важность преемственности дошкольного и начального общего образования. Мы убедились, что важнейшей задачей начального образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих возможность «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сказала она. Мы по-новому выстраиваем образовательную деятельность с младшими школьниками, меняются ожидания учителя от выпускника детского сада. Нам сейчас не столько важно, чтобы он умел читать и считать. Мы ждём в первый класс ребёнка думающего, мотивированного на учение, свободного от страхов перед школой, готового работать с информацией.

В отличие от стандарта дошкольного образования Стандарт начального общего образования ориентирован на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Это ещё раз подчеркивает «нестандартность», особенность Стандарта дошкольного образования.

Итог встречи подвела Янковская Л.Н..
Она сказала, что Стандарт дошкольного образования, по сути, меняет принципы работы детского сада, позволяет ребенку быть мотивированным на жизненный успех, и надеюсь, что нам удастся успешно способствовать гармоничному развитию современного ребенка, найти тот уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, развитие и обучение через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме. Непринужденно, в естественных жизненных ситуациях ребенок научится читать и считать, овладеет навыками безопасного поведения в быту.

Наша встреча за круглым столом предполагает формулировку общего вывода. Мы сделаем это с помощью японского педагога И. Такаси : «Миссия воспитателя — быть полномочным представителем ребенка перед лицом общества» . И затем добавлял: «…выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир».
Впрочем, мы согласны с выводами участников мини – конференции «Стандартизация» дошкольного журнала «Обруч», которые сделали вывод словами А. де Сент-Экзюпери из произведения «Цитадель»:

– «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.
– Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
– Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия.

Любовь к познанию — вот главное мерило.
Не учите их, что польза – главное. Главное – возрастание в человеке человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску» .
По большому счету, вот и все «образовательные стандарты», вот и все итоги в «сухом остатке» …
Реализация — за нами.

 

Материал подготовилен Янковской Л.Н., заведующей Байкитским МК ММЦ
03 февраля 2014г

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта