«Дошкольное образование – развивающее и развивающееся»

 

дата публикации 09 февраля 2014

Под таким лозунгом прошёл обучающий семинар-практикум для воспитателей детских садов села Байкит по теме: «Организация образовательной деятельности в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования». Где рассматривались особенности реализации Федерального стандарта дошкольного образования в детских садах. Это: нормативное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, обмен продуктивным опытом воспитания и образования дошкольников. Семинар организован Байкитским методическим кабинетом ЭПЦ ЭМР и коллективом детского сада «Оленёнок» с. Байкит.

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

Да здравствует опыт живого взаимодействия с коллегами!

 

Участники семинара в «Оленёнке»

Более 25 представителей детских садов села Байкит гостеприимно принял коллектив детского сада, сумел создать насыщенную творческую атмосферу, комфортные условия для обмена опытом, общения.

Особенность семинара была в том, что он проходил необычно, в форме «Аукциона педагогических идей», на котором для оценки и одобрения были представлены шесть лотов педагогического опыта в виде: мастер-класса, открытого занятия, тренинга по решению педагогических ситуативных задач – «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», представление инновационной методики проблемного проектирования, школы-мастерства.

Янковская Любовь Николаевна, заведующая Байкитским методическим кабинетом ЭПЦ, представила слушателям программу семинара, отметила все особенности формы проведения (аукцион), формы обобщения и представления педагогического опыта, особенности одобрения и оценки выступлений.

Первой выступила гостеприимная хозяйка детского сада, заведующая Кулакова Любовь Николаевна.
Это был экскурс по детскому саду «Оленёнок». Она рассказала коллегам о создании оптимальных условий пребывания детей в ДОУ, об усилиях коллектива, администрации по созданию условий для введения и нормативного обеспечения федерального стандарта дошкольного образования в их детском саду.

Кулакова Любовь Николаевна

Она представила краткую презентацию Программы ДОУ, которая обеспечивает создание благоприятных условий развития детей в различных видах деятельности, вариативность и разнообразие содержания. Она отметила, что воспитатели составляют воспитательно-образовательные планы на основе требований Стандарта, возрастных особенностей детей с учетом национально-культурных особенностей региона. Есть выбор авторской программы.

Особое внимание администрация уделяет укреплению материально-технической базы детского сада. Приобретение современного оборудования и материалов, инвентаря.
Благоустройство участка детского сада, улучшение
социально-бытовых условий, создание современной содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной предметно-пространственной развивающее образовательной среды:
– обновлен и обустроен участок в соответствии с санитарными и противопожарными требованиями;
– приобретено новое современное оборудование для пищеблока и медицинского кабинета;
– созданы кабинеты для занятий по интересам детей, дополнительного образования (студии);
– особое внимание использованию современных образовательных технологий, например ИКТ( есть выход в Интернет, мультимедийное оборудование, доступны ПК, копировальная техника, видеотека); - открыт сайт детского сада, который доступен всем и освещает деятельность коллектива.

Особое внимание педагогическим кадрам, в том числе повышению заработной платы. С введением новой системы оплаты труда, за два года рост средней заработной платы от 18000 руб. до 37000 руб. Что позволило стимулировать творчество и профессионализм педагогов, поддерживать молодых специалистов. Всё это удается обеспечить за счёт бюджетных средств Учредителя и мы демонстрируем высокое освоение выделенных средств : 2012год-98,6%, 2013 год-96,3%. Продуманное и бережное расходование финансовых средств детского сада помогает нам обеспечить и дополнительные образовательные услуги детям ( занятия по интересам в студиях «Здоровичок», «Бисеринка», «Эвенкийский язык» и др.) своими силами и средствами.

Далее начался семинар, объявлен аукцион продуктивного педагогического опыта в разнообразных формах.
Первый лот представили два педагога: воспитатель – Матюнина Г.В. и учитель – Чернуха И.И.

Это были методические мастер-классы.

Матюнина Галина Владимировна.

 

Мастер-класс моделирующего типа провела Матюнина Галина Владимировна. Участники разделились на группы и проиграли фрагмент занятия по математике в традиционной форме и продемонстрировали новый подход в дошкольном образовании, через включённость детей в образовательную деятельность (их представляли взрослые участники), через совместную деятельность детей и воспитателя, при отсутствии жёсткого регламентирования, в игре. Участники на собственном опыте поняли, что называется «Почувствуй разницу».

 

 

1. Фрагмент занятия по математике по традиционной схеме.
2. Это же содержание, но в игровой образовательной форме.


Чернуха Ирма Ивановна

Все мы из детства, все имеем опыт нашей старой школы. Чтобы было понятно, как изменилось образование в школе с введением нового государственного стандарта общего образования в начальной школе и в перспективе в основной и старшей Чернуха И. И., показала участникам семинара фильм «Буревестник», сатирическая зарисовка традиционного урока в школе. (приложение1) Это было ёмко, образно и коротко. Затем она познакомила педагогов с особенностями и новыми подходами в обучении младших школьников в свете новых ФГОС НОО.

Она представила опыт формирования личностных и метапредметных универсальных учебных умений у школьников 1 класса, поделилась первым опытом реализации новых федеральных стандартов. Отметила, что сегодня выпускник дошкольного учреждения проходит адаптацию в первом классе в новых условиях. Участники семинара знакомились на практике с приемами использования современных средств обучения УМК «Перспектива», участвовали в моделирующем фрагменте урока обучения грамоте в первом классе с электронным учебником «Азбука». Это было интересно и ново для воспитателей детского сада. Они поняли какого ребёнка ждёт школа в первый класс. Осознали, что в основе нового стандарта начальной школы лежит формирование универсальных учебных действий, умений учиться.

Воспитатели в группах выполняли задания по русскому языку по электронным учебникам,
постигая ИКТ компетентность, которую имеют сегодняшние первоклассники.

Второй лот был представлен воспитателем Плысич Еленой Борисовной.
Это было открытое интегрированное занятие в старшей группе детей по теме « Тайны стекла».Была организована познавательно-исследовательская деятельность детей по овладению конструктивными способами познания и взаимодействия с окружающими людьми. Дети исследовали различные объекты из стекла, находя их в окружающем пространстве. Они изучали свойства стекла, делали выводы о его видах и особенностях применения.

Воспитатель поддерживала инициативу и самостоятельность детей, общение детей. Вся работа способствовала развитию мышления, речи, воображения, творчества ребёнка. В групповой комнате дети нашли много предметов из стекла, нужных и красивых.

Мы познаем окружающий мир. Как интересно – о!

 

 

 

 

 

Дети исследуют стекло для очков, защищающих от солнечного излучения. Какое оно стекло? Пощупаем, погладим, посмотрим на свет. Оно хрупкое, прозрачное и не прозрачное. Цветное и бесцветное. Из него делают много полезных и нужных предметов.

 

 

 

Третий лот: Творческая мастерская «Все в театр!»
С особенностями театрализованной игры интегрированной с социоигровой технологией знакомила участников в творческой мастерской воспитатель средней группы, победитель муниципального конкурса «Сердце отдаю детям» — Бачернихина Татьяна Николаевна. Она убеждена, что художественное театральное творчество может стать центральным связующим звеном жизни детей и взрослых. Важен не только конечный продукт — спектакль, а творческий процесс самореализации каждого ребенка в нем, развитие интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей в самовыражении. Она со своими маленькими детьми 3-4 лет показала замечательный спектакль «Домик под грибком». Все было построено очень естественно, дети чувствовали себя свободно и радостно. Они переживали настоящие эмоции, зрители с большим удовольствием сопереживали героям спектакля.

Театр это не только пластика, мимика и умение перевоплощаться, но и красивая, грамотно оформленная речь. Хотелось воскликнуть: «Верю!».

Четвертый психолого-педагогический лот:
тренинг по решению
педагогических ситуативных задач – «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»
Его подготовила и провела Белошапкина Н.А., старший воспитатель детского сада «Олененок». Она предложила участникам семинара тренинг по решению педагогических ситуаций.

В основе любой проблемной ситуации лежит конфликт. В портрете выпускника , в целевом ориентире по окончанию детского сада говориться:
– он уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим
;
обладает чувством собственного достоинства,он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. А как же формировать эти качества, как это делать с учетом возрастных особенностей детей? Попробуем разобраться. Она предложила собрать «Пирамиду» этих качеств ребенка в соответствии с возрастной группой используя иерархию потребностей человека А. Маслоу.

Работа в группе над Пирамидой

 

В итоге наша Пирамида будет представлять интегративное качество, которое мы с вами рассмотрели выше. Мы расставили приоритеты в пирамиде таким образом, чтобы была видна динамика развития ребенка.

Все участники разбились на группы, им предложили карточки с педагогическими конфликтными ситуациями, на которые они должны найти профессиональное решение и представить в любой форме.
Группы проявили творческие качества и разыграли ситуации как мини спектакль. Обсудили предложенные решения, сделали совместный вывод.

 

 

Пятый лот – практический: освоение методики проблемного проектирования.
Метод трех вопросов – «Познаем мир вокруг нас».

Мальцева Ольга Николаевна, воспитатель детского сада «Оленёнок».

Мальцева Ольга Николаевна сделала сообщение об использовании в работе воспитателя детского сада современной образовательной методики проектной деятельности.

Участники познакомились с различными проектами, выполненными детьми и со взрослыми, с использованием развивающей среды дошкольных учреждения, обсудили, с чего и как начать свой проект, как поддержать детскую инициативу, привлечь родителей, определить структуру проекта, как реализовать интегрированный подход и выстроить работу на основе разных видов детской деятельности, как сделать так, чтобы проект «вышел» за пределы дошкольного учреждения, а детский сад укрепил связи с социумом.

Некоторые вопросы вызвали дискуссию. Но главное – у всех появились новые творческие идеи и надежные единомышленники.

 

 

 

Шестой  лот – дополнительное образование, «Школа мастерства»  студийная и кружковая деятельность в ДОУ.
Художественное творчество, развитие интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей в самовыражении – это и многое другое получают дети в группах по интересам в студиях детского сада «Оленёнок», которые распахнули свои двери для участников семинара.

1. Мастер-класс по тестопластике «Птичка-невеличка» показала
руководитель студии Воронина Татьяна Николаевна
2. Поделки детей студии «Тестопластика»
3. Занятие в студии «Здоровейка».

Занятие в студии «Здоровейка». Бодро и весело все приняли участие в освоении физкультурно-оздоровительного комплекса в спортивной студии «Здоровейка», который представила Курамшина Екатерина Сергеевна, инструктор по физической культуре детского сада «Олененок».

Занятие по работе с бисером «Оберег» провела руководитель студии — Матюнина Г.В. Дети ловко и самостоятельно украшали бисером эвенкийский сувенир «Солнышко», непринуждённо при этом вели между собой беседу о своем, о детском... Это были настоящие посиделки. Занятия ребёнка в разнообразной детской продуктивной деятельности в коллективе с единомышленниками — это прекрасная возможность развития ребёнка.

Занятие фольклорной группы «Калинка-малинка» в музыкальной студии детского сада по теме: «Здравствуй гостья Зима» показала вместе с творческой группой детей Францкевич Людмила Николаевна, музыкальный руководитель детского сада «Оленёнок». Здесь занимаются дети музыкально одаренные, проявляющие интерес к русской народной музыкальной культуре, игре на простейших народных музыкальных инструментах.

Итоги семинара подвела Янковская Л.Н. в рефлексивном практикуме.
Методическая работа, построенная на основе деятельностного подхода даёт положительные результаты, помогает повышать качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, осваивать современные методики, образовательные технологии, совершенствовать профессионализм педагогов. Чтобы активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повысить их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности, закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников, помочь реализоваться на педагогическом поприще мы используем различные формы: семинары, мастерские, мастер-классы, тренинги, круглые столы.

Можно сказать, что такая совместная методическая работа послужит толчком для развития и совершенствования педагогов-дошкольников. Это поможет воспитателям в будущем успешно реализовывать Стандарт дошкольного образования. Можно с уверенностью сказать, что наши педагоги имеют свой, новый взгляд на происходящее в свете современных требований. Научились по-новому планировать, постепенно приобретают умение по иному вести образовательную деятельность с детьми, строить развивающее пространство.
Так, может быть, и ФГОС ДО нам тоже "по плечу"? Главное, во все правильно вникать и все обдумывать.

 

Материал подготовилен Янковской Л.Н., заведующей Байкитским МК ММЦ
07 февраля 2014г

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта