«Пространство красоты»

или развитие личности ребёнка во внеурочной деятельности

 

дата публикации 21 марта 2014

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования образовательный процесс это не только процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей, становление его гражданской идентичности.

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

Губернатор Л. Кузнецов с интересом рассматривает работы младших школьников кружка «Макраме»
Байкитского ЦДТ на краевой выставке детского творчества в Дивногорске.
Мастер-класс по макраме даёт желающим ученица 2-го класса Байкитской СОШ Жукова Наташа.

В школе обучение ведется по готовым правилам и схемам, преобладает символический язык, а наиболее приемлемый для детей образно-практический. Местом же где дети могут свободно заниматься творчеством, становится внеурочная деятельность учащихся в школе (кружки, секции, факультативы, конкурсы), школы дополнительного образования: художественные, музыкальные, театральные. Вызов нашего времени – необходимость включить механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей нового ФГОС, выстроить оптимальную модель

внеурочной деятельности каждого образовательного учреждения. Так как неурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

На территории Байкитской группы поселений восемь общеобразовательных школ, большинство из них малочисленные, малокомплектные сельские северные школы, расположенные на огромном таёжном пространстве Эвенкии. Одна средняя - Байкитская СШ, две основные - Полигусовская и Суриндинская ООШ, две начальные: Бурненская и Кузьмовская и три начальных школы - детский сад. Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.

В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы школы, запросами учащихся и их родителей, возможностями социокультурного окружения села. Несмотря на большую разницу в организационном устройстве учреждения, в уровне материально-технической базы, численности школьников, кадровом, ресурсном обеспечении школы решают задачи воспитания и социализации учащихся, их всестороннего развития, путём создания оптимального пространства внеурочной деятельности. Школы стремятся сделать это образовательное пространство пространством красоты, развития творческих способностей детей, удовлетворения разнообразных интересов детей в неформальном общении. Они разрабатывают и реализуют собственные модели внеурочной деятельности как неотъемлемую часть основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется образовательным учреждением в свете новых ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, через различные формы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики).

Современные родители заинтересованы в том, чтобы ребенок в начальной школе получил, не только высокий уровень знаний, но и достойное воспитание, желание и умение учиться, успешно перешел в основную школу, сохранил хорошее здоровье.
Внеурочная деятельность может предоставить младшим школьникам широкий выбор занятий, она должна быть ориентирована на воспитательные результаты и развитие у детей универсальных учебных действий. В этом особенность нового ФГОС НОО.
Так интересен опыт внеурочной деятельности в начальном звене Байкитской средней школы. Школой выбрана оптимизационнаямодель, т.е. на основе оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ и окружающего социума, которая включает следующие компоненты:

  • часть учебного плана школы, формируемая участниками образовательного процесса; (дополнительные занятия, спецкурсы: «Золотое сердце», «Мир деятельности», «Путь к грамотности», «Волшебная сила слов», «Радуга речи»);

Например, на занятиях по развитию речи младшие школьники приобретают опыт творческой словесной деятельности, они учатся составлять тексты, сочинять загадки, сочинять сказки, рифмовать слова. В результате, рождаются стихи, которые печатают в школьной газете и даже в солидной газете «Эвенкийская жизнь».

Осенний сад

В нашем саду листопад,
Жёлтые листья кружат.
Быстро деньки пролетят
И будет в саду снегопад.
Пойдём с друзьями мы на горку
И слепим снежного Егорку.

Симбирцев Серёжа

Мой друг

Друг мой Илья любит гулять,
Зовёт он меня после школы играть.
Вместе весело нам всегда,
Дружбу друзей не разбить никогда.


Экимашев Владик

  • внутришкольная система дополнительного образования (кружки по интересам, спортивные секции, клубная деятельность, проектная работа на базе школьного музея «Росток»);
  • внутришкольная система дополнительного образования ( кружки по интересам, спортивные секции, клубная деятельность, проектная работа на базе школьного музея «Росток»);

Учащиеся, занимающиеся в ансамбле ЦДТ Праздник прощания с «Азбукой»

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта ( Байкитский ЦДТ, ДЮСШ, Дом культуры, детская библиотека, Байкитская школа искусств) ;  

Занятия спортом в секциях Байкитской ДЮСШ с первого класса, обеспечивают здоровье детей и гордость за спортивные достижения, формирование успешности в учебной деятельности ребёнка.

Коллективная творческая деятельность в разновозрастных группах учреждений дополнительного образования во внеурочное время эффективное средство формирование универсальных учебных умений.
На кружке «Макраме» в Байкитском центре детского творчества.

  • организацию деятельности групп продленного дня ( при этом используются возможности МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» филиал с. Байкит );

Интересная инновационная практика взаимодействия в организации коррекционной, адаптационной деятельности детей с ограниченными возможностями по здоровью, детей из неблагополучных семей, деятельности по их социализации сложилась у Байкитской школы и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» филиала села Байкит. Центр имеет очень хорошую материальную базу для работы с детьми этой категории. По инициативе социальных работников и воспитателей групп продлённого дня Центр с удовольствием принимает детей в кабинете рукоделия, в компьютерном классе, актовом зале , сенсорной комнате.
Им помогают в занятиях по интересам опытные работники центра.

Комната для развивающих занятий.
Занятие по бисероплетению для развития мелкой моторики рук.

  • классное руководство (экскурсии, диспуты, проектная деятельность, соревнования, общественно полезные практики;

Важным для формирования чувства ответственности за свои поступки и уверенности в своих силах, целеустремленность является разработка и реализация детьми учебных проектов, в том числе социально значимых.

Участники федерального проекта
Итоговый продукт
 «Президентские соревнования» проекта «Куклы мира»

  • деятельность других педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями;
  • творческую деятельность по апробации, внедрению новых образовательных программ, в т. ч. учитывающих региональные особенности ОУ.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Для определения актуальных форм организации внеурочной деятельности педагогами школы был изучен социальный запрос родителей учащихся 1-3 классов на основе анкетирования. Полученные результаты позволили администрации школы и руководителям учреждений дополнительного образования составить план занятий внеурочной деятельности. А учителям, воспитателям, работникам учреждений, взаимодействующих со школой , - составить рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые вошли в основную образовательную программу начального общего образования.

План внеурочной деятельности школы

Направления развития личности Название курса внеурочной деятельности Формы деятельности
Спортивно-оздоровительное «Шахматы»
«Лыжная секция»
«Акробатика»
«Национальные виды спорта»
«Добро пожаловать»
Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, экскурсии, спортивные игры
Духовно-нравственное «Мир деятельности» Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, знакомство с историей и бытом народов, которые проживают на территории муниципального района
Социальное Федеральные, краевые, районные, поселковые социальные проекты Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки
Общеинтеллектуальное «Волшебная сила слова»
«Путь к грамотности»
«Радуга речи»
Занятия в классе, на природе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии в музей, на природу
Общекультурное «Умелые руки»
«Тестопластика»
«Бисеринка»
«Танцы»
«Фольклор»
«Выжигание»
«Макраме»
Классные часы, концерты, занятия в фольклорном кружке

А на извечный вопрос «Быть или не быть?» внеурочке ответ ясен – внеурочной деятельности быть! И тому есть немало подтверждений. А вот какой быть – решать нам, педагогам. Искать, пробовать, спорить, убеждать других, одним словом – работать!

 

Янковской Л.Н., заведующей Байкитским МК ММЦ ЭМР
18 марта 2014г

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта