Предметно-пространственная развивающая среда

как условие становления социального опыта ребёнка

 

дата публикации 19 марта 2015

Психология понимает среду как условие,
процесс и результат творческого саморазвития личности.
(А.Н. Леонтьев)

Опыт работы педагогического коллектива МКДОУ «Детский сад №3 «Морозко» с. Байкит» по проектированию предметно-пространственной среды для организации образовательной деятельности детей.

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

Детский сад располагается в двухэтажном просторном здании, где светло, тепло и уютно. Это хорошо оборудованный комфортный дом для малышей. В групповых комнатах созданы зоны активности. Подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки, мебель в соответствии с ростом и возрастом детей. Приемные оформлены информационными стендами, выставками детских работ. Коридоры оформлены выставками творчества детей, в фойе устроены выставки поделок детей и родителей. Оформление в спортивно-музыкальном зале меняется к различным праздничным и памятным датам. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей , связана между собой по стилю и состоянию. Особенности предметно-пространственной среды ДОУ определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Предметно-пространственная среда этого детского сада способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.

Дети дошкольного возраста развиваются, познавая предметный мир, вступают с ним в действенное отношение. Они стремятся действовать как взрослые. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Предметный мир, осознаваемый ребенком — это и есть предметно — пространственная среда. В неё входят предметы, с которыми можно действовать самому ребёнку, другие окружающие его предметы. Для малыша еще не существует социального опыта, отвлеченного созерцательного познания. Поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребёнок, осваивающий окружающий мир, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому так важно в детском саду формировать яркий образ предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС. Это является ключевой задачей дошкольных организаций.

Коллектив детского сада «Морозко», что в селе Байкит Эвенкийского района твёрдо убеждён в том, что предметный мир вокруг ребёнка,- важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, определяет его эмоции, формирует поведение. Педагоги стремятся к тому, чтобы все предметы детского сада и групп: убранство, оборудование, игрушки, атрибуты представляли собой единое целое, гармонично сочетались по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены.

Окружающий мир ребёнка призван развивать умственные способности и органы чувств,
обеспечивать малышу необходимый жизненный и психологический комфорт.

Введение государственных федеральных стандартов дошкольного образования требует обновления и изменений в организации процесса воспитания и развития дошкольников в детских садах. Особое место в работе детского сада занимает деятельность по созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Это зафиксированное в ФГОС дошкольного образования как условие реализации основных образовательных программ.

Центральная технология стандарта — это развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.

Это хорошо понимают заведующая Любченко Елена Юрьевна и воспитатели детского сада «Морозко», что в селе Байкит, что в Эвенкии. На вопрос с чего начинать работу по реализации нового стандарта, они решили, что с организации методической работы по новому, с повышения профессионального уровня и с создания предметно-развивающей среды, организации личностно - развивающего и гуманитарного взаимодействия детей и взрослых, с освоения современных интерактивных технологий детской игровой деятельности. Примером активной формы методической работы может быть групповая консультация по освоению современных образовательных технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста, освоение продуктивного опыта коллег ДОУ «Оленёнок» села Байкит по теме: «Особенности федерального образовательного стандарта дошкольного образования, рабочие программы воспитателя». Чтобы менять жизнь, надо самим учиться. Весь коллектив принялся осваивать ИКТ технологии, техники творческой деятельности с детьми, особенности нового стандарта и его реализации его через рабочие программы воспитателя.

Однако создать такую среду в детском саду бывает не просто, недостаёт знаний, навыков, материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Но коллектив ДОУ «Морозко», во главе с молодой заведующей — Любченко Елены Юрьевны серьёзно занялись разработкой такой системы. Целеустремлённо создают предметно-пространственную развивающую среду, которая бы обеспечила развитие ребёнка и строилась на основе уже имеющейся развивающей среды. Они согласны с А.П. Усовой, что деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий (купается, гладит, варит ). Изображает само действие. Деятельность детей принимает характер строительный — возникают строительно-конструктивные игры (в них нет ролей). Наконец, выделяются игры ролевые, где ребенок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребенок управляет игрушкой (действует через нее), и игры, где роль выполняется лично самим ребенком (мама, доктор и т.д.). При освоении предметных действий наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех -, четырехлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства. Старшие дошкольники охотнее оперируют игрушками.

В основу создания и развития ППРС в детском саду педагоги закладывают основополагающие идеи, принципы «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского, созданной ещё в1993году. Но для характеристики развивающей предметно-пространственной среды в конкретном ДОУ сегодня надо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, содержания образовательной программы для обеспечения развития ребёнка в различных видах деятельности по направлениям:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие.

Функциональные области в группе.

Поэтому педагоги детского сада «Морозко» думают о том, как устроить различные зоны в ограниченном пространстве помещения группы, как организовать виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области. По характеру действий в пространстве условно выделяют на три функциональных области:
1. «Спокойная» – пространство для спокойной деятельности детей.
2. «Рабочая» – пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.
На примере одной из групп:
3 «Активная» – пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.

«Спокойная область»: книжный уголок, уголок конструирования;    
«Активная» область: уголок ряжения, спортивный уголок, зона сюжетно-ролевых игр, музыкальный центр;
«Рабочая» область: уголок творчества и ИЗО (ручной труд), уголок природы и экологии, уголок экспериментирования.

1. Уголок сюжетно-ролевых игр средняя группа
2. Уголок дидактических игр младшая группа

В этих областях оборудуются тематические уголки по задачам развития («Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Эвенкийское стойбище», «Русская изба», «Игротека», «Юный эколог», «Библиотека», «Музыкальный» и др.). Пространства, в зависимости от конкретных задач, изменяются по объему, имеют подвижные, легко трансформируемые границы. Уголок устраивается так, чтобы при необходимости мог вмещать желающих, чтобы учитывал возрастные потребности детей, динамику увлечённости группы. Многие атрибуты уголков полифункциональны и могут использоваться как для игровой, так для продуктивной, исследовательской деятельности детей.

Например, интересно и творчески оформлены зоны, учитывающие местные национально-культурные особенности, в которых живут и развиваются дети. Это зоны «Русская изба» и «Эвенкийское стойбище». Воспитатели организуют здесь образовательную деятельность детей направленную на знакомство с малой родиной, с Отечеством, по развитию представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В зоне русской культуры имеется макет русской печи, кукольные герои сказок, предметы быта, предметы обихода в русской избе. Все атрибуты подвижны, эстетически приятны, безопасны, несут необходимую информацию. Каждый предмет содержит определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Развивающая среда мобильна и динамична. Педагоги учитывают зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Она даёт возможность организации различных форм деятельности: сюжетно-ролевые игры, праздники – развлечения, индивидуальные игры, театрализованные представления, мини-спектакли.

Так, например, театрализованное представление «Весёлая масленица».
Созданный общими усилиями центр эвенкийской культуры и быта стал местом организации сюжетно-ролевых игр, развлечений, театрализованных представлений, мини-проектов, занятий. Здесь происходит приобщение ребёнка к ценностям истории, культуры и природы родного края. Содержание предметно-пространственной и игровой среды определяет воспитатель с учетом интересов и возраста детей: в младшем возрасте игры под руководством воспитателя, в средней группе совместные игры воспитателя и детей, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.

Сюжетно-ролевая игра «Эвенкийское стойбище» старшая группа.

В зоне эвенкийской этнической культуры в «Морозко» дети в ролевой игре:
мама (эни), кукла в эвенкийской люльке (эмкэ).

Для педагогов детского сада «Морозко» создание предметно-пространственной развивающей среды, не самоцель. Главное она должна обеспечивать:
– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами;
– двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметным окружением;
– возможность самовыражения детей.

«Рабочая» область: уголок творчества и ИЗО (ручной труд).

Для физического развития детей в ДОУ «Морозко» спроектирована среда с использованием имеющихся возможностей: - имеется хорошо оснащённый спортивный зал с детским спортивным уголком, с набором необходимого оборудования, с сухим бассейном (в каждой группе есть необходимые спортивные атрибуты). Спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.

Массажные коврики в каждой группе, один из элементов закаливания.

Спортивный уголок

Педагоги стремятся к наполненности группы, с помощью родителей закупаются необходимые расходные и игровые материалы, оформление групп и участков производится тоже только руками воспитателей и родителей. С каждым годом в детском саду происходят изменения в оформлении групп и участков, педагоги стараются следовать за временем, стремятся понять интересы современных детей.

Коллектив преступает к реализации модели предметно-пространственной среды приближенной к требованиям ФГОС ДО. Готовятся провести смотр-конкурс на самую лучшую группу, чтобы повысить уровень активности педагогов по созданию предметно-пространственной среды.

 

Материал подготовила Янковская Л.Н., заведующая Байкитским МК ЭПЦ ЭМР
18.03.2015г.

 

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта