Искусства различны, цели едины...

 

дата публикации 22 декабря 2014

 

 

Опыт воспитателей детского сада «Морозко» с. Байкит Эвенкийского района Красноярского края по организации продуктивной деятельности детей в детском саду с использованием творческих технологий.

 

 

 

 

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В.И. Сухомлинский

Введение государственных федеральных стандартов дошкольного образования требует обновления и изменений в организации процесса воспитания и развития дошкольников в детских садах. Особое место в работе детского сада занимает деятельность по созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Это зафиксированное в ФГОС дошкольного образования как условие реализации основных образовательных программ.

Центральная технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.

Это хорошо понимают заведующая Любченко Елена Юрьевна и воспитатели детского сада «Морозко», что в селе Байкит, что в Эвенкии. На вопрос с чего начинать работу по реализации нового стандарта, они решили, что с организации методической работы по новому, с повышения профессионального уровня и с создания предметно-развивающей среды, организации личностно - развивающего и гуманитарного взаимодействия детей и взрослых, с освоения современных интерактивных технологий детской игровой деятельности. Примером активной формы методической работы может быть групповая консультация по освоению современных образовательных технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста, освоение продуктивного опыта коллег ДОУ « Олененок» села Байкит по теме: «Особенности федерального образовательного стандарта дошкольного образования, рабочие программы воспитателя». Чтобы менять жизнь, надо самим учиться. Весь коллектив принялся осваивать ИКТ технологии, техники творческой деятельности с детьми, особенности нового стандарта и его реализации его через рабочие программы воспитателя.

На групповой консультации по вопросам ФГОС ДО, Белошапкина Надежда Александровна и Мальцева Ольга Николаевна, педагоги детского сада «Оленёнок» с. Байкит представляют опыт работы коллегам.

Они совместно создают образовательное пространство детского сада средствами обучения и воспитания, расходными игровыми материалами, оборудованием, обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. Помогает им в развитии познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей, освоенные техники творческой деятельности, которые можно назвать искусством:

квиллинг, скульптурная текстильная (чулочная) техника, конструирование из природного материала (экопластика), ниткоплетение, оригами и другие.

Дети с увлечением создают свои неповторимые творения. Что за чудо эти детские работы! Трудно поверить, все они сделаны из простых доступных материалов, а сколько требуют усидчивости, терпения, ловкости маленьких пальчиков. К этому следует добавить творческую фантазию, художественный вкус, умения работать в группе, уважать мнение товарища. Дети не замечают, что происходит серьёзный образовательный процесс, обучение. Они просто играют с различными материалами и получают от этого удовольствие! Такая творческая деятельность детей помогает в развитии тонкой моторики. Особенно важно развивать сложные координированные движения ведущей руки, что помогает ребёнку вырабатывать умение держать ручку или карандаш, другой рабочий инструмент. Воспитатели детского сада «Морозко» убеждены, что продуктивная совместная деятельность помогает овладению простейшими жизненно важными умениями и навыками самообслуживания. Развитие кисти руки тесно связано с развитием речи и мышлением ребёнка и это доказанный факт. Воспитатели убеждены, что самостоятельная и совместная творческая продуктивная деятельность детей имеет большие возможности в развитии личности ребенка. Развивается инициатива, самостоятельность, активность. В ней дети находят естественный выход ярким впечатлениям, снимается напряжение. Ребенок совершенствует и закрепляет свои навыки, все более чувствует уверенность в себе, происходит саморазвитие.

Так, например, КВИЛЛИНГ!

Дети подготовительной группы под руководством воспитателя Крупица Людмилы Витальевны, которая в этой технике отлично преуспела, создают замечательные поделки. Это искусство можно назвать – бумажная филигрань. Занятие квиллингом не требует дорогих инструментов и материалов, говорит Людмила Витальевна, – техника достаточно проста. Техника заключается в накручивании и моделировании с помощью простого инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. И это привлекает детей. Дети с удовольствием создают из узких бумажных полосок «листочки», « глазки», которые превращаются в цветы, узоры. Они создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии художественного замысла ребёнка-художника.

Занятия этим искусством полезны детям, развивают образное мышление, формируют зрительно – моторную память.

Приложение 1 (Презентация мастер-класс Крупицы Л.В. «Квиллинг и дети») (ppt 1,9 Мб)

Квиллинг (бумагокручение) – это завораживающий вид искусства детям

ОРИГАМИ – это ещё одна из техник, которую используют воспитатели этого детского сада, особенно успешно в этой технике работает воспитатель средней группы Агаева Марина Тимуровна. Это искусство пришло из древнего Китая и Японии. « Оригами» в переводе с японского – «ори» – бумага, «ками» – складывать. Создание фигурок путём складывания бумаги. Данная техника даёт прекрасную возможность воспитателю детского сада решать задачи развития ребёнка. Развивать его интеллектуальные способности, психические процессы на основе ярких эмоциональных чувств и творческого самовыражения. Бумага простой и доступный материал, который рядом с ребёнком с раннего детства. Дети любят играть с ней: мять, рвать, трогать. Вот и следует использовать эту природную тягу к исследованию в целях развития, считает Марина Тимуровна. Традиционная программа для дошкольников в детском саду мало времени предлагает для конструирования из бумаги, больше там аппликации, поэтому она решила освоить с детьми средней группы «Оригами». Складывание листка бумаги, особенно квадрата по диагонали успешно осваивают даже маленькие дети.

Приложение 2  (МК, Презентация  Агаева  М.Т. – «Оригами  как  способ развития ребёнка») (ppt 1,8 Мб)

Оригами учит детей приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина, развивает пространственное воображение. Перед обучением детей складыванию они исследуют свойства бумаги: фактуру, прочность, виды. Дети радуются результату, объёмным игрушкам: зайка, грибок, жук, птица и др. Это настоящий серьёзный труд и полёт фантазии. Технология обучения детей дошкольного возраста оригами происходит с опорой на символы-ориентиры. Для успешного овладения складыванием бумаги она придумала знаки на уголках квадрата, это маленький рисунок, например цветок и ваза на углах квадрата, которые будут совмещены. Ребёнок сгибает квадрат по диагонали пальчиком левой руки, удерживает совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Так ребёнок успешно решает поставленную задачу. Во время работы над изделием показ сопровождает проговариванием действий и работу по схеме изготовления поделки.

Для получения новых результатов в деле сохранения индивидуальности ребенка, развития индивидуального творческого потенциала каждого ребенка необходимы новые технологии, методы работы детского сада. Можно сформировать портрет ребёнка:мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию. Важным направлением является формирование экологической культуры, развития творческих способностей детей является использование в продуктивной деятельности технику ЭКОПЛАСТИКА.

Изготовление поделок из природного материала, создание коллективных работ, их презентация является удачным опытом воспитателя старшей группы – Абалаковой Татьяны Анатольевны. Воспитатель создает в группе тематические зоны: «Родная Эвенкия», «Россия – РОДИНА», «Умелые руки», с разнообразными поделками детей, которые созданы с применением нескольких техник и используются в игровой и образовательной деятельности.

Приложение 3. (Презентация «Экопластика, работа с природным материалом – важное направление в развитии детей дошкольного возраста», опыт работы Абалаковой Т.А., старшая группа) (ppt 2,5 Мб)

Мы гордимся, что сделали своими руками замечательную экспозицию!

Интересен опыт Татьяны Анатольевны по созданию с детьми панно в технике деревянной аппликации из спилов различных веточек деревьев. Дети с любовью и большим старанием выполняют работу. Ими создана целая выставка таких произведений. Работа состоит из нескольких шагов: создание замысла картины, для этого дети используют картинки, чаще всего животных. На основе этого каждый создаёт свой эскиз для аппликации. Заготавливается в достаточном количестве материал (срезы веточек разной толщины). Затем каждый ребёнок выкладывает на эскизе срезы, проявляя при этом творчество, художественный вкус, старание, индивидуальность.

И получаются замечательные работы, на которых как живые любимые животные!

Из подручного и природного материала дети в совместной деятельности создают поделки, которые живут в уголке родной Эвенкии. Где они постигают основы любви и познания малой родины.

Приложение 4 Опыт работы Купчик Надежды Анатольевны, презентация - «Изготовление куклы в скульптурно-текстильной технике (чулочная)» (ppt 1,7 Мб)

Изготовление куклы в скульптурно-текстильной технике (чулочная).
Изготовление  куклы в чулочной технике как средство развития творческих способностей  детей, это ещё одна из технологий, которую с успехом использует Купчик Надежда Анатольевна воспитатель подготовительной группы. Необходимые инструменты и материалы: синтепон, колготки капроновые телесного цвета ( круглые заготовки), нитки, иголки, ножницы, шерстяная пряжа разных цветов и фактур, детали для лица (глазки, пуговицы и т.д.), клеевой пистолет – всё это доступные материалы, но работа с ними требует аккуратности, терпения, фантазии и художественного вкуса. Шаг за шагом дети  создают свою куклу: скатывают шарик из синтепона, одевают его в кружок капрона, собирая его ниткой по краю, оформляют голову, создают лицо, оформляют прическу и одежду. Каждая кукла  индивидуальна, отлично выражает творческие фантазии художника! А как здорово смотрится эта компания  вместе!

Данный опыт и рекомендации можно использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в разных видах деятельности.

 

Материал подготовила Янковская Л.Н., методист МКОУ ЭПЦ ЭМР

 

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта