Эвенкийские богатыри – сонинги

 

дата публикации 10 апреля 2014

Он ловок и смел.
Умеет метко стрелять – гатакта
Увертываться от летящих стрел.
От побежденного ничего не берет.

В Туринской школе-интернате уже много лет работает отряд сонингов, состоящий из учащихся. У ребят имеется своя форма, эмблемы. Они с увлечением и удовольствием играют в эту интересную игру. Имеется положение о отряде, в котором определены его цели и задачи.
Игра формирует у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине, повышает самосознание, чувство социальной ответственности, Создаются все условия для военно-патриотического воспитания.

В июне 2009 года «Сонинг» под руководством Виктора Алексеевича Волкова – Заслуженного учителя Российской Федерации стал победителем районной военно – патриотической игры «Победа», а в сентябре этого же дети приняли активное участие в краевой зональной игре.

В нынешнем учебном году отрядом «Сонинг» руководит социальный педагог школы, выпускница школы-интерната Алена Аркадьевна Крикау. Наиболее активные из учащихся: Буторин Руслан, Хутокогир Евгений, Елдогир Алена, Увачан Алексей, Вильнис Анастасия и другие. Каждый член отряда активный помощник педагогов, ведь он носит звание «сонинг»! Истоки этого движения берут свое начало в древности, когда между племенами велись воины.

Сонинги – это сильные духом люди, которые обладали физической силой, могли сражаться в одиночку в условиях тайги. От побежденного врага ничего не брали. Сонинг один из наиболее сильных и ловких воинов,
владеющий военным искусством. По этой причине он становился предводителем и набирал себе дружину.

Воспитание сонингов начиналось с детства. Родители подмечали в ребенке особенности его поведения. Затем его отдавали на воспитание старому сонингу, имевшему большой опыт, который учил мальчика стрельбе из лука, увертыванию от стрел, умению прятаться на деревьях, соскакивать с него, когда те пускали стрелу. Сонинг умел бегать за зверями, стараясь поймать за ногу. (И.ф., 285, 286).

В сказках, преданиях, сказаниях сонингам приписывались волшебные качества. Якобы они умели летать на олене через леса и горы и в боях всегда оказывались победителями.

Имена их указывали на родовое происхождение. В древнем эпосе имя сонинга давалось силами Верхнего мира.
Столкновения сонингов возникали, когда из-за голода одна группа эвенков убивала домашних оленей другой группы. Также причиной нападения могло быть нарушение правил охоты, захват охотничьего угодья и т.д.
В каждом стойбище по преданиям выделялся самый сильный и смелый охотник – гатакта (стрелок), который мог своей добычей прокормить группу сородичей своей добычей.
 Если он был умен, находчив и имел большой жизненный опыт, то становился вождем – сонингом.

Для сказаний характерны поединочные бои, когда происходит проба сил и ловкости.
Во время неудачных попыток добить зверя эвенки нападали на другое стойбище для захвата домашних оленей. Вот такую историю со всеми подробностями я запомнила из рассказов моих родных.

«Было это давным-давно. Недалеко от небольшого угрюмого озера находилось стойбище с десятками чумов. Тогда шли войны между племенами. Впоследствии это озеро стали называть Вавдяк – место побоища.

Был теплый вечер. Ничего страшного он не предвещал. Горели костры, веселилась молодежь, резвились дети. Вдруг откуда ни возьмись к стойбищу прискакали всадники на оленях и окружили его. Это напало другое племя. Нашественники были вооружены пиками, луками. На безоружных людей полетел град стрел. Люди в замешательстве падали, как подкошенные, кричали, плакали, стонали.

Врагами были потушены костры – источник жизни эвенков. Они стали забирать в плен молодых парней – рабочую силу, девушек в жены, захватили имущество, оленей. На передового оленя посадили плененного шамана, на других – оставшихся в живых людей. Караван двинулся в путь.
Довольные своими успехами захватчики ехали тихо, не подозревая, что кто-то может их настигнуть по пути.
В это время на другом озере старик и двое парней – сонинги ловили рыбу. Услышав громкие крики, они поняли, что на сородичей напали враги. Смелые парни были вооружены луками и стрелами.

Победители ехали медленно, не думая о том, что кто-то в стойбище остался жив. Пронзенные стрелами, враги падали на землю, не успев дать отпора. Всех грабителей перебили смельчаки, освободили шамана, девушек, женщин и повернули обоз обратно.
В этом неравном бою погиб и старик. Парни повернули обоз обратно и вернулись на стойбище, чтобы начать новую жизнь».
До сих пор в тех местах стоят угрюмо деревья, пронзенные железными стрелами. Старики вспоминают рассказы предков об этой истории и боятся ходить туда, так как это место пугает. 

 

Методист Эвенкийского этнопедагогического центра Тамара Михайловна Сафьянникова

 

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта