Идёт апробация учебно-методического комплекта

«Природно-хозяйственный календарь эвенков»

 

публикация 28 мая 2015

Приобщением подрастающего поколения к национальной культуре и традициям необходимо заниматься с детства. В современном обществе, к сожалению, утрачивается система наследования традиционной культуры «от отца к сыну», включающая в себя разнообразные формы этнопедагогического воздействия (советы, наставления, запреты и разрешения).

В этих условиях начальное этнографическое образование (передача этнокультурных знаний и сохранение детей как представителей своего народа) все чаще становится функцией образовательных учреждений. При этом важно, чтобы традиции народного воспитания органично дополняли современный воспитательный процесс.

Педагогическая культура народа это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей, она проявляется в колыбельных и игровых песнях, в игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском фольклоре, традиционных праздниках и во многих других элементах народной жизни.

Национально-культурная основа воспитания создается систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям народа. Традиции не переходят автоматически от одного поколения от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности.

Разработанный мной учебно-методический комплект (далее УМК) «Природно-хозяйственный календарь эвенков» предназначен для дошкольников и учеников начальной школы. УМК включает:

  • календарь наблюдений за изменениями в неживой и живой природе по числам;
  • хозяйственный календарь:
  • цветные иллюстрации хозяйственной деятельности эвенков по временам года;
  • брошюры, куда вошли тексты о сезонной хозяйственной деятельности, загадки, приметы и пословицы, стихотворения, игры;
  • раскраски – черно-белые рисунки хозяйственной деятельности эвенков.

Календарь наблюдений состоит из двух частей: фотография природы с названием и характерными
особенностями месяца на эвенкийском и русском языках, пустые клетки с числами, куда нужно вносить каждый день условные знаки в зависимости от погоды. Условные знаки находятся справа от клеток с числами. Внизу листа под клетками с числами предлагаются слова и выражения о погоде на эвенкийском и русском языке.

Например, десятое число месяц мирэ – январь. В пустой клетке с этим числом отмечаем условный знак темно-синий кружок,
сиӈилгэкэн – снежинка, проговариваем: «Туксучи тыргани – пасмурный день. Либгэдерэн – идет снег».

Или, двадцать второе число месяц май – сонкан. В пустой клетке с этим числом отмечаем условный знак дылача – солнце, проговариваем: «Эси тыргани нямапчу. – Сегодня тепло. Дылача ?эридерэн – солнце светит» и т.д.

Цветные иллюстрации хозяйственной деятельности эвенков по временам года можно разместить на магнитной доске или на стене и пользоваться как наглядным материалом.
Тексты о сезонной хозяйственной деятельности, загадки, приметы и пословицы, стихотворения, игры размещены в брошюрах: «Тугэни – зима», «Ненӈени – весна», «Дюгани – лето», «Болони – осень».
 
Материалы УМК помогут педагогам образовательных учреждений познакомить обучающихся:

  • с сезонной хозяйственной деятельностью и ее значением в жизни эвенков;
  • с малыми жанрами эвенкийского фольклора: загадками, приметами, пословицами;
  • с эвенкийской художественной литературой;
  • с эвенкийскими играми.

Апробировать подготовленные мной пособия выразили желание педагоги детских садов «Ягодка» с. Ванавара, «Ручеек» п. Тура, Муторайской начальной школа-детского сада.

Учитель эвенкийского языка МКОУ Стрелковской СОШ Торпушонок Р.М. также выразила желание использовать материалы УМК в работе этно-лагеря п. Стрелка-Чуня в июле 2015 г., она считает, что «УМК «Природно-хозяйственный календарь эвенков» подготовлен с учётом требований к ребёнку XXI века. Он может быть использован как в индивидуальной работе с обучающимися, так и в работе в группах и в парах. Подборка загадок, наставлений, стихотворений, игр имеет неоценимое значение в проведении классных и внеклассных мероприятий. Учителю, которому ценна каждая минута при подготовке к уроку, УМК – это огромное подспорье в работе. Раскраски – черно-белые рисунки подталкивают детей к творчеству и через призму художественного материала, помогают раскрывать тему».

УМК ещё дорабатывается. Буду признательна и благодарна педагогам за практические советы, любые замечания и дополнения.

 

Савлепова Татьяна Владимировна, методист ЭПЦ

 

 

вернуться на Главную страницу

 

© ЭЭПЦ 2007-2016
Поддержка сайта