Учимся знать и любить свою малую родину

 

дата публикации 4 июня 2014

С 2006 года в рамках предметов национально-регионального компонента в полиэтнических школах Эвенкии ведется предмет «Наследие» со 2 по 4 класс. Основная задача курса – дать знания о своей малой Родине, о территории и народах, населяющих её, их культуре, духовном богатстве, накопленном за тысячелетия. Дети должны научиться ценить ум, талант и мудрость народную, научиться толерантности, умению жить в полиэтническом обществе.

Для преподавания предмета есть программа, красочные рабочие тетради – учебники, пособие для учителя, есть некоторый дидактический материал.
Содержание программы интересно и для национальных школ, поэтому в 6 национальных школах находят 1 час для предмета, где в учебном плане, где во внеурочной деятельности.
Некоторые национальные школы используют материал как модуль в предмете «Окружающий мир».

В последние годы в связи с введением в программы школ «Основ религиозной культуры», а теперь новых образовательных стандартов, предметы регионального содержания вытесняются из учебного плана. Однако, знания о своей «малой родине», содержащиеся в учебниках «Наследия», а также «Краеведения» необходимы для нравственного развития учащихся.

Для увеличения делайте щелчок по снимкам

В середине мая были проведены контрольные работы с целью проверки знаний выпускников начальных классов по всему курсу на предмет их отношения к окружающему миру, природе, людям, элементы географических знаний о родине и нравственных понятиях.  

Выполняли контрольные задания учащиеся 4х классов школ Туры, Байкита, Ванавары, Суринды, Стрелки-Чуни – всего 131 учащийся в девяти классах шести школ.  

Анализ контрольных работ показал, что учащиеся успешно справились с заданиями. Они хорошо знают
– кого называют эвенкийцами;
– что общего у всех народов, населяющих как Эвенкию, так и Россию;
– чьи имена носят улицы их поселений;
– помнят мудрые наставления эвенков;
– называют поселения своей группы;
– знают имена известных в Эвенкии людей и чем они известны;

Общий процент выполнения составил 95,5 %, качество знаний составило 86,7 %.
Хорошие результаты показали учащиеся Ванаварской школы (учителя Усольцева В.М. и Филипенко Т.Н.), Стрелковской школы (учитель Ястрикова Д.Л.), учащиеся 4б класса Байкитской средней школы (учитель Попова В.Н.). Неплохие результаты в начальной школе Туры (учитель Левченко Е.В.), Суриндинской школе (учитель Подпаленок В.И.).
Затруднились дети с ответом на вопрос «Что за праздник «Мучун» второй год празднует Тура?» Слово «Мучун» означает молодая хвоя лиственницы, появление которой знаменует собой начало новой жизни в природе.

Во 2 классе учащиеся знакомились с эвенкийскими названиями месяцев, которые связаны с хозяйственной деятельностью.
В этом году праздник Мучун – эвенкийский Новый год – будет проводиться не только в Туре, но и в Ванаваре и Байките. Знание смысла праздника не лишне, хотя вопрос, наверно, поставлен преждевременно.

Трудно прививается в полиэтнических школах тот минимум эвенкийских слов, который встречается в рабочей тетради и вынесен в карманные словарики для учащихся. Убеждена: коль живешь в Эвенкии, – то минимум обиходных слов надо знать. Для учителя в свое время были разосланы аудиокассеты, где можно услышать эти слова в верном произношении. Нужно только желание учителя полностью выполнять программу, а заместителю директора, курирующему начальные классы, проверять прохождение программы.

В целом же наши дети с удовольствием бегут на урок, знакомятся со своим районом, по-новому видят знакомые вещи. Многое здесь зависит от педагога, ведущего этот предмет.

Давайте же не будем лишать наших детей удовольствия познавать свою «Малую родину», учиться жить и любить свою огромную родину – Россию!

 

Информацию подготовила Д.А. Щапова, зав. лабораторией ЭПЦ ЭМР

 

вернуться на Главную страницу

 

© eepc 2006-2014
Поддержка сайта