Особенность преподавания эвенкийского языка
в условиях малокомплектной школы

из опыта работы учителя эвенкийского языка Конорёнок М.А.

 

Конорёнок Марта Алексеевна — молодой учитель эвенкийского языка. Родной язык преподает в 5-9 классах Суриндинской школы шестой год. Несмотря на небольшой стаж педагогической работы, она накопила определенный опыт преподавания эвенкийского языка, в результате чего у неё сложился свой педагогический стиль, свой неповторимый почерк в работе. Этому способствует то, что сама Марта Алексеевна является носителем языка. В этой школе учатся дети эвенков, дети оленеводов и охотников. Сам поселок чисто национальный.

Конарёнок Марта Алексеевна

Умение учителя создать на уроке родного языка в любом классе обстановку коллективного творческого поиска даёт возможность каждому ученику испытать радостное чувство причастности к родному языку, к своему эвенкийскому народу. В большей степени этому способствует любовь Марты Алексеевны к родному языку, родному краю.

Несомненно, любовь к эвенкийскому языку ей привили родители. Отец Марты Алексеевны — Павлов Алексей Михайлович был интеллигентным человеком, в 50-х годах он закончил Игарское педагогическое училище, некоторое время работал учителем начальных классов. Потом отец долгое время работал оленеводом Суриндинского совхоза, а маленькая Марта в течение всех летних каникул проводила с родителями в тайге. Мама научила её технологии изготовления унтов, шитью национальной одежды: зипуна, парки. Поэтому, многие вещи, сделанные руками Марты Алексеевны, являются экспонатами этнографического музея.

С раннего детства, можно сказать с молоком матери Марта Алексеевна усвоила тонкости родного языка, в своей работе старается привить своим ученикам любовь к эвенкийскому языку, родной Эвенкии. Всё это послужило залогом педагогических успехов Марты Алексеевны.

Фрагмент школьного этнографического музея: зимовьё, чум
Фрагмент школьного этнографического музея: зимовьё, чум

В последнее десятилетие в России усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы.

Суриндинский школьный этнографический музей был создан в 2004 году. Организаторами этого музея стал коллектив учителей школы. В его создании активное участие приняли не только учащиеся и их родители — жители поселка Суринда.


Необходимость создания музея было продиктовано временем. История совхоза богата трудом известных оленеводов, охотников, поэтому музей стал хранителем истории, языка и культуры эвенкийского народа, традиций села Суринда.

 

 

 

учитель Конарёнок М.А.
Школьный этнографический музей и учитель Конарёнок М.А.

 

 

Музей стал местом воспитания молодого поколения, он имеет большое значение для реализации регионального компонента в образовании, располагает бесценными экспонатами, фотографиями и предметами материальной культуры эвенкийского народа.

Со временем школьный этнографический музей стал  опорой в создании языковой среды при обучении эвенкийскому языку  юных суриндинцев, при организации внеклассных мероприятий и воспитательной работе.

Учащиеся, посещающие школьный музей, открывают для себя нечто новое, неизвестное и получают дополнительные знания по истории и культуре своего народа.

С большим интересом дети встречают каждый новый экспонат. Они живо интересуются, для чего служил тот или иной предмет, откуда его привезли, кем сделан, из чего сделан.

Например, когда в музее появились эвенкийские санки «толгокил», дети живо стали интересоваться, кто их сделал, из чего сделаны эти санки. Школьный музей существует не как собрание экспонатов, а помогает воспитывать знатоков истории родного края.

Радует, что все накопленные экспонаты музея помогают не только М.А.Конорёнок в проведении школьных мероприятий, но и другим учителям на уроках родного языка, краеведения, истории, географии и в воспитательной работе.

Основной фонд музея составляют следующие экспозиции: эвенкийский чум – основное жилище эвенков, предметы бытовой утвари, национальная одежда эвенков: унты, рукавицы, зипуны, эвенкийские сценические костюмы.

экспозиция школьного музея

 

 

"Макет зимовьё"
Проектная работа мальчиков 7 класса на уроках технологии:
"Макет зимовьё".Фигурки оленевода и собаки сделаны из пластилина

Большую работу в деятельности музея проводит актив музея из учащихся школы. Разработан план работы музея, имеется картотека экспонатов. Актив  школьного музея проводит сбор экспонатов.

Каждый член актива  берет на себя ответственность за выполнение  того или иного задания по плану работу музея, например, организацию выставки декоративно-прикладного искусства к дню Эвенкии готовил Слава Гаюльский.

Он вместе с Тоней Гаюльской оформлял стенд, отпечатали на компьютере текстовый материал.
Из числа актива музея школы выделяют экскурсоводов. Таким образом, создана коллективная творческая деятельность учащихся.

 

С их помощью оформлен исторический материал по сбору портретов передовиков совхоза «Суриндинский»: найдены портреты и материалы их истории трудовой деятельности, фотографии ветеранов труда и Великой отечественной войны. Дети не только изучают экспонаты музея, но и сами являются создателямиизделий: кулоны, солнышки, эвенкийские нагрудники, вышивки для унтов, шкатулки из бересты, обшитые бисером.

Многие фотографии найдены как бесхозные на складах совхоза и приобщены как экспонаты музея. Актив музея занимается поисковой работой: многие фотографии были собраны ими в семьях — портреты: Е.Ф.Туруханенка, Ю.Д.Харбонова, Л.Г.Грабкина и других известных тружеников совхоза.

Актив музея Марта Алексеевна использует не только как собирателей исторического материала, но и как носителей эвенкийского языка на уроках, например, Слава с гордостью и удовольствием рассказывает как он собирал этот материал на эвенкийском языке. 
На уроках технологии и декоративно-прикладного искусства изучаются особенности орнамента национальной одежды, стилистика костюма, предметов быта из оленей шкуры, дерева и бересты.

Все экспонаты музея играют воспитывающую роль. Учащиеся своими руками изготовили макет жилища, утвари. Все это мы используем при проведении уроков по наследию.
Посетителями музея являются не только учащиеся младшего школьного возраста, но и дошкольники воспитанники детского сада, даже работники культуры.
В музее подобрана историческая  литература об истории создания совхоза, истории школы, альбомы с фотографиями учителей.

Некоторые предметы быта используются как дидактический и раздаточный материал для сюжетно-ролевой игры (например, скребок, камус, санки и др.)
А чтобы школьный музей дальше развивался, имеется план развития музея. В нем отражается перспектива , то есть, над чем предстоит работать.
В музее организована практическая работа актива по обработке экспонатов. Например, сейчас разрабатывается проект «Наш День победы», собираются исторические материалы к Дню победы.  Весь собранный материал мы используем при проведении школьных мероприятий, на классных часах.
Программа развития нашего музея  рассчитана на  2 этапа:

I. Организация музейной деятельности.

  1. Сбор материалов и экспонатов;
  2. Обработка и создание экспозиций;
  3. Создание каталогов, систематизация;
  4. Создание плана работы музея, установление связей с районным краеведческим музеем, музеем  с. Байкит.

II. Воспитательно-образовательная деятельность с детьми на базе этнографического музея.

  1. Проведение уроков эвенкийского языка на базе музея;
  2. Работа кружка ДПИ «Оламнил» рукодельниц;
  3. Подготовка команды к  олимпиаде.

Как важный инструмент, школьный музей является опорой при обучении детей эвенкийскому языку.
Например, естественно и интересно прошел интегрированный урок  языка и оленеводства, урок-экскурсия в школьный этнографический музей.

Все здесь располагает к общению на  родном языке, гораздо проще усваивается материал в ролевых играх с использованием  настоящих предметов быта, одежды, природных материалов.
Урок начинается в кабинете родного языка, где изучается новая тема, проводится повторение, опрос в различных формах, затем учащимся предлагается пойти на экскурсию и познакомиться с хозяйственной деятельностью оленевода, чумработницы. В музее продолжала звучать беглая эвенкийская речь, и это было естественно.

Среда этнографического музея располагает и настраивает на более осознанное освоение родного языка.
Рассказ учителя ведется на фоне стенда, где помещены фотографии (экспонаты музея) известных оленеводов «Суриндинского совхоза».
Северное оленеводство — основное занятие народов Крайнего Севера. От состояния оленеводства в прямой зависимости находится пушной промысел. Без оленя охотнику трудно добывать пушного зверя.
Совсем по другому идет обучение родному языку в форме сюжетно-ролевой игры в музее, с использованием его экспонатов.

Группа мальчиков исполняет роли оленеводов, которые заняты изготовлением эвенкийских санок:

1 ученик: Ичэткэл, ни эр толгокива оран?
2 ученик: Би эр толгокива очав.
1 ученик: Ая толгоки. Илэ сурудэви эр толгокиду итыгадянни?
2 ученик: Би бригадала сурудем.
1 ученик: Минду-дэ окал толгокива.
2 ученик: Си минни ая гиркив, би синду одям толгокива.

продолжение

 

© eepc 2006-2009
главная    структура     наука     наши работы     лучшие учителя    контакты     архив
web-design